«Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением через использование малых фольклорных форм». |
Фольклор | |||
Автор: Милосердова Ольга Михайловна | |||
15.09.2023 09:28 | |||
«Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением через использование малых фольклорных форм». СООБЩЕНИЕ из опыта работы Подготовила воспитатель группы раннего возраста Милосердова О.М. Муниципальное образовательное учреждение Федюковская общеобразовательная школа дошкольное отделение «Русский фольклор – душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир природы.» В работе с детьми я использовала разнообразные фольклорные формы от знакомых пальчиковых игр, потешек, прибауток, загадок, закличек, до тех которые впервые читала сама.
Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с детьми раннего возраста при ознакомлении с природным окружением. Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр. Широко использую народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством закличек, загадок, пословиц, потешек усиливаю эмоциональное воздействие на детей и активизирую деятельность детей. После наблюдения закрепляю представления, полученные в ходе наблюдения, корректирую отношение детей к природным объектам. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием - Божья коровка, улети на небо! Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде. Расширяю представления детей о характерных особенностях зимней природы также используя народный фольклор: Хороший снежок — урожай сбережёт. Зима без мороза не бывает. Зимой солнце светит, а не греет. Ежедневно, наблюдая с детьми за состоянием погоды: Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится. В пятницу дождь — в воскресенье ясно. Гром зимой — к сильным ветрам. Без мороза вода не замёрзнет. Береги нос в большой мороз. Весной сверху печёт, а снизу морозит. Также уделяю много времени детскому экспериментированию. Рассказываю и показываю детям значение чистой воды в жизни и здоровье человека, уточняю знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; может окрашиваться при добавлении различных веществ и красителей; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лёд и пар; при таянии снег превращается в воду). Формирую понятие о том, что вода — это бесценный дар природы, который нужно бережно хранить. Вспоминаем пословицы и поговорки о воде. Вода путь найдёт. Учу детей беречь воду — закрывать кран, после того как умылись. Ни стола в жилище том, (Улитка) Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении занятий повторяем с детьми о птичках, которым зимой очень холодно! * голодно, спела песенку «Птичка»: Маленькая птичка Маленькая птичка Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке — вылепить из пластилина зернышки. Так же в течении дня и на занятиях повторяем стихи о природных явлениях Дождик, дождик, веселей, Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге: А ты радуга-дуга, Так же удачно рядом с группой поставили аквариум с рыбками, с детьми ходим их кормить, во время кормления тоже использую малыефольклорные формы. Учимся ухаживать и беречь: Как в аквариуме нашем То сожмутся, разожмутся, Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей и в целом развитии.
|