Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением через использование малых фольклорных форм».
Фольклор
Автор: Милосердова Ольга Михайловна   
15.09.2023 09:28

«Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением через использование малых фольклорных форм».«Ознакомление детей раннего возраста с природным окружением через использование малых фольклорных форм».

СООБЩЕНИЕ из опыта работы

Подготовила воспитатель группы раннего возраста Милосердова О.М. Муниципальное образовательное учреждение Федюковская общеобразовательная школа дошкольное отделение

«Русский фольклор – душа русского искусства. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, значит и интересно. С фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир природы.»

В работе с детьми я использовала разнообразные фольклорные формы от знакомых пальчиковых игр, потешек, прибауток, загадок, закличек, до тех которые впервые читала сама.

 

Важная особенность фольклора – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяют широко использовать его с детьми раннего возраста при ознакомлении с природным окружением. Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

Широко использую народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством закличек, загадок, пословиц, потешек усиливаю эмоциональное воздействие на детей и активизирую деятельность детей. После наблюдения закрепляю представления, полученные в ходе наблюдения, корректирую отношение детей к природным объектам.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженные в слове, ритме, интонации чувства — переживание, восхищение, нежность, восторг.

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!

Приговорки – общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием

- Божья коровка, улети на небо!
- Там твои детки кушают котлетки!

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания настраивает ребенка на уважительное отношение к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Расширяю представления детей о характерных особенностях зимней природы также используя народный фольклор:

Хороший снежок — урожай сбережёт. Зима без мороза не бывает.

Зимой солнце светит, а не греет.

Ежедневно, наблюдая с детьми за состоянием погоды:

Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится. В пятницу дождь — в воскресенье ясно.

Гром зимой — к сильным ветрам.

Без мороза вода не замёрзнет. Береги нос в большой мороз. Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Также уделяю много времени детскому экспериментированию. Рассказываю и показываю детям значение чистой воды в жизни и здоровье человека, уточняю знания о свойствах воды (без запаха, без цвета; может окрашиваться при добавлении различных веществ и красителей; принимает форму сосуда, в котором находится; вода может превращаться в лёд и пар; при таянии снег превращается в воду). Формирую понятие о том, что вода — это бесценный дар природы, который нужно бережно хранить. Вспоминаем пословицы и поговорки о воде. Вода путь найдёт.

Учу детей беречь воду — закрывать кран, после того как умылись.

Ни стола в жилище том,
Ни трубы, ни печки,
И закручен этот дом
В хитрые колечки.

(Улитка)

Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении занятий повторяем с детьми о птичках, которым зимой очень холодно! * голодно, спела песенку «Птичка»:

Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькой птичке
Зернышки я дам.

Маленькая птичка
Зернышки клюет,
Маленькая птичка
Песенки поет.

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке — вылепить из пластилина зернышки.

Так же в течении дня и на занятиях повторяем стихи о природных явлениях

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:

А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка –колоколнышка!

Так же удачно рядом с группой поставили аквариум с рыбками, с детьми ходим их кормить, во время кормления тоже использую малыефольклорные формы. Учимся ухаживать и беречь:

Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.

Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей и в целом развитии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год