Семинар-практикум «Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа» |
Фольклор | |||
Автор: Михайлова Ирина Игоревна | |||
09.09.2023 21:57 | |||
Семинар-практикум «Русские народные игры — средство приобщения ребенка к традициям русского народа» Автор — составитель: Михайлова Ирина Игоревна, музыкальный руководитель БДОУ СМО «Детский сад №30» Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как — средству приобщения ребенка к традициям русского народа. Задачи:
Ход семинара — практикума. Уважаемые коллеги. Сейчас мы с вами поговорим о русских народных играх, как средству приобщения ребенка к традициям русского народа».
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и старшие и младшие. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, спортивные забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Викторина «Чудесный мешочек»: (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают)
Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:
Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Например: Таря-Маря в лес ходила шишки ела нам велела А мы шишек не едим Таре — Маре отдадим! Предложите свои считалки В старшем дошкольном возрасте можно использовать жеребьевки – угады. Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить. Если игра требует разделение на команды, можно предложить детям сговор, уговор, подбор. В таких играх вначале выбираю ведущих, затем определяется состав команд, Разделить всех игроков помогают сговорки. Дети делятся на пары отходят в сторону и сговариваются, между собой придумывая названия смешные клички, чаще в форме рифмовок Медведя лохматого или козла рогатого Из речки ерша или из леса ежа Таракана усатого или тигренка полосатого. Для младшего возраста подбираются наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке». А сейчас уважаемые участники мы с вами поиграем в русскую народную подвижную игру …… У детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также к календарным народным играм. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. На Новый год, Колядки — «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка — рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: — «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала» Давайте поиграем в русскую народную подвижную игру …… Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. И хотелось в заключении сказать, что русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость. Используемая литература:
Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина. 3. Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. В детском саду приобщение детей к русской народной культуре начинается практически с самого раннего возраста. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, является необходимым условием для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности, имеет решающее значение в становлении основ личности и дальнейшем её развитии. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. В ходе игры педагог привлекает внимание детей к еѐ содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко, стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни. Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Предлагаю игры, которые можно использовать на занятиях, на прогулке, на развлечениях и праздниках, в повседневной жизни. Селезень. Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют: Селезень утку догонял Молодой утку загонял: «Ходи, утица, домой, Ходи, серая, домой!» Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку», Селезень приводит ее в круг и целует в щеку. Водяной Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами: Дедушка водяной, Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку. Раз, два, три – водяной не спи! Хоровод останавливается, "водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. игра «Серый воробей» Все дети и взрослые становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Дети и взрослые скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении и при этом приговаривает: Скачет, скачет воробей, собирает всех друзей, Много, много разных нас, выйдут (называет имя любого, стоящего в кругу) сейчас. Названые входят в круг, берутся за руки и игра продолжается до тех пор, пока не будут названы имена всех участников игры. Игра «Сапожник» Дети стоят хороводом. В середине на стуле сидит ребенок — он сапожник. Все вместе: Нитки, шило да игла начинается игра. Сапожник: Я для маленькой ноги — Шить умею сапоги. Если нравится, бери, И братишке подари. Дети: Ты сапожник, чудодей, Шьешь сапожки для людей. Чтоб примерить сапоги, Ты быстрее нас лови. Имитирует характерные движения, шьет сапоги. Дети идут по кругу хороводным шагом. Идут, сужая круг, расходятся: С окончанием пения дети быстро разбегаются, а сапожник старается запятнать кого-нибудь из детей. Запятнанный ребенок становится сапожником и игра повторяется. Гори ясно. Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три! На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется. Гори, гори ясно. (2) Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, колокольчики звенят! Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим. Колечко. Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте – ка, ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова: Колечко, колечко, Выйди на крылечко! Кто с крылечка сойдет, Тот колечко найдет! Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру. Шатёр. Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают: Мы весёлые ребята. Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. С окончанием пения дети перестраиваются в один общий к. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер». Краски. Играющие выбирают хозяина и покупателя – черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином: - Тук, тук! - Кто пришел?
С неба свалился, в горшок провалился! -Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За красной. Если красной краски нет, хозяин говорит: - Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой. Если краска есть, хозяин говорит: Скачи на одной ножке по красной дорожке Найди красные сапожки. Поноси, поноси И назад принеси! В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать. И хотелось в заключении сказать, что русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость. Используемая литература: 2. «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972. 2. Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина. 3. Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983.
Цель мероприятия: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Задачи:
Оборудование: муз. записи “С чего начинается Родина? ” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского) “Дон-Дон”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”, “Светит месяц”, частушки (русские народные песни), (минусовки), тексты песен, иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций, определяющий характер звучания, изображение народных инструментов), видеопрезентация (репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”), шумовые инструменты, балалайка, стихотворение С.Васильева “Россия… как из песни слова” Ход урока: (1 слайд) Эпиграф: “Россия… какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин. (звучит песня “С чего начинается Родина”) Оргмомент. Вступительная беседа. Вед.: Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. “Россия… какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то” Россия… как из песни слово, Березок юная листва… Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю все то, что называют Одним широким словом “Русь”. У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (слайд 2 “Гусляры”). Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой. О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. (Слайд 3) Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями. Знакомство с детскими народными песнями. (слайд 4) Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”, “Дон-Дон” Знакомство с плясовыми, хороводными песнями. Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку: Наряд ее мягкий, чудесен, Нет деревца сердцу милей, И сколько задумчивых песен Поется в народе о ней. (Береза) Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”) (слайд 5) Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций) Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете? Загадки: На полях девчонки В белых рубашонках, В зеленых полушалках. Стоят столбы белы, На них шапки зелены. Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев. Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В. Бокова.) Представление песни “Во поле береза стояла” (Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.) (слайд 6) О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.) Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.) Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.) Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” (Раздается текст песни) (Первоначальное прослушивание оригинала) Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое) Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать) На какие именно слова (Калина, малина) Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы) Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность. Разучивание песни с движениями. (Ка-ли-на, ма-ли-на) Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов) Разучивание песни по фразам (Четыре фразы) Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение) Исполнение песни с плясовыми элементами. Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки. А кто знает, что такое частушка? Сегодня на празднике у нас будут звучать частушки на школьную тему. (слайд 7) Текст частушек: Не смотрите так, девчонки, Мы не заволнуемся, Мы поучимся на славу И посоревнуемся. Мы, как видите, красавцы, И сердца у нас горят Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат. Я читаю очень быстро, В школе все гордятся мной Ни один мальчишка в классе Не угонится за мной. Я танцую и пою, И учусь отлично. Да к тому же, посмотрите. Очень симпатична. Ох, девчонки, не волнуйтесь Я ведь тоже не плохой, И в учебе все в порядке – Скоро буду я герой. Ах, как мне не погордиться Хороши мои дела, Все контрольные работы На пятерочки сдала. Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят) Русские народные инструменты. На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. (слайд 8) Загадки: Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак, но не буян Голосистый мой … (Баян) Палочкой железной тронь Раздается тихий звон Знает взрослый, знает школьник Так звучит наш … (Треугольник) Он легко, легко звенит Всех собою веселит Динь-динь, дон-дон, Полюбился людям он … (Колокольчик) В лесу тук-тук! В избе ляп-ляп! В руках дзынь-дзынь! На полу топ-топ! (Балалайка) Морщинистый Тит Всю деревню веселит. (Гармонь) Охотников сзываю я в дорогу, Служу оружьем грозным. (Рожок) Приложил к губам я трубку Полилась по лесу трель Инструмент тот очень хрупкий, Называется … (Свирель) Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”. Ребята, обратите внимание на то, какие инструменты исполняют эту песню (инструменты русского народного оркестра). Исполнение песни “Светит месяц” (Всем ребятам раздаются народные шумовые инструменты). Подведение итогов: Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего мероприятия знакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая. Нет в мире подобных России раздольной, Цветов наших ярче и крепче пород. Бессмертен народ наш, великий и вольный, Наш русский, наш вечный, наш гордый народ. (звучит песня “С чего начинается Родина? ”) Спасибо! До свидания!
|