«Коммуникативный танец игры как средство общения детей в музыке старшего дошкольного возраста» |
Фольклор | |||
Автор: Михайлова Вероника Алексеевна | |||
25.06.2023 22:26 | |||
«Коммуникативный танец игры как средство общения детей в музыке старшего дошкольного возраста» музыкальный руководитель: Михайлова Вероника Алексеевна МБДОУ№158 Детский сад «Рябинушка» города Чебоксары Чувашской Республики «Дети жить должны в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский. Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — другие дети, сверстники. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.
Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми. Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных форм, методов и приемов. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей. Взаимодействие и общение дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Именно этот вид творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста, помогает детям лучше узнать друг друга и себя. Одним из видов музыкальной деятельности, обеспечивающим эффективность общения детей дошкольного возраста, является танец. Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка развита познавательная активность и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Развитие навыков общения является одной из главных задач, решаемых мною на музыкальных занятиях. На музыкальных занятиях находятся дошкольники с разным уровнем подготовки. Есть дети, которые неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков — многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец — это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки. Коммуникативный танец — благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности. В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми Содержание танцев, разучиваемых с детьми, способствует развитию динамической стороны общения — легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Они также способствуют развитию эмпатии и сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения детей не только поднимают настроение танцующих, но и помогают им точно выполнять движения. Компоненты коммуникативного танца, используемые мною при построении танцевальных композиций, просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкального произведения. Поскольку музыка повторяется много раз, дети могут легко осознать её форму, что позволяет им предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими детьми помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные танцевальные рисунки: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Коммуникативные танцы стараюсь использовать в различных формах работы с детьми: на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. В процессе исполнения таких танцев нередко предлагаю некоторым участникам исполнять аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах, что вызывает у дошкольников большой интерес. Коммуникативный танец — благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Ценность коммуникативных танцев, используемых мною в работе, вижу и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы в основном стараюсь строить на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детском коллективе. Сейчас мы переходим к практической части нашей встречи. Сегодня мы разучим несколько танцев, которые я использую в своей работе. -Танцы приветствия:
(муз. Песни «Капель» В. Алексеев) -Сюжетный танец-игра:
-Парные танцы-игры:
-Веселый непарный танец: 1. «Тетя Весельчак» Известно, что в танцевальной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями танцевального действия. Этот момент считаю очень существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает детей и наделяет смыслом сам процесс их участия в танце. Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении наших совместных праздников и развлечений для детей и их родителей. Консультация для воспитателей- все коммуникативные танцы обязательно включают жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки». Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной музыкальной деятельности детей и педагога, на музыкальных занятиях, на праздниках. В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:
На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия. Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры ( «мост», «крест», «ворота»). Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощености, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников. ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ Для детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Четыре таракана и сверчок» Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка. На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары). 1 фигура Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1). рис1. Музыка В 1-я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза). 2-я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо. 3-я фраза — повторение движений 1-й фразы. 4-я фраза — 4 приставных шага влево. 5-я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх. 6-я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).
рис2 3 фигура Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3). рис3 На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке). Музыка В — повторение движений 1 фигуры. 4 фигура Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4). рис4 На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом). Музыка В 1-я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант). 2-я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом). 3—4-я фразы — повторение движений. 5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»). 6-я фраза — повторение движений 1 фигуры. 5 фигура Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5). рис5 Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры. 6 фигура Дети бегут врассыпную по одному. Заключение 1-й вариант — обнимаются. 2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают) И, в заключении, ещё раз хотелось бы отметить, что общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.
|