РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Фольклор | |||
Автор: Борисова Александра Романовна | |||
10.05.2023 08:28 | |||
РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ А.Р. Борисова Студент (магистрант) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования социально-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются преимущества русско-народной сказки. Статья выявляет взаимосвязь русско-народно сказки с социальной, моральной, духовной и нравственной стороной человека. Данная статья адресована педагогам и воспитателям ДОО, а также может представлять интерес для студентов кафедры дошкольного образования. Ключевые слова: Сказка, русско-народная сказка, социально-нравственное воспитание, мораль, дошкольники.
В дошкольной педагогике вопросы социально-нравственного воспитания дошкольников захватывает достаточно большое место в сфере образования, в настоящее время социально-нравственное развитие ребёнка является одной из главных задач как педагога, так и родителя. Именно они должны подготовить его к реальной жизни, помочь ему стать личностью, у которой будут сформированы такие качества и умения как коммуникабельность, патриотизм, моральные устои, нравственность и бытовые знания. На сегодняшний день все чаще замечается, что дети начинают меньше общаться со сверстниками, даже при выборе между сюжетно-ролевой и дидактической игрой дети предпочтут дидактическую; уходит дворовое общение, которое невозможно чем-либо заменить, большинство семей имеют одного ребёнка, а в детском саду группы сформированы по возрастам, дворовое общение даёт ребёнку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым; дома же большинство детей можно увидеться за различными гаджетами, что сокращает его взаимодействие со своими домашними. Сензитивный период для развития социальных навыков считается от 2 до 6 лет. Именно в это время ребёнок начинает интересоваться формами вежливого поведения, в этот период ребёнку необходимо помочь научится культурным формам общения, что бы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе с разными людьми. [4] Одним из мощных средств социально-нравственного воспитания является русско-народная сказка. Русско-народная сказка может помочь ребёнку ориентироваться в жизни, позволяет сформировать нравственные ценности, направить на правильные поступки, ребёнок с помощью русско-народной сказки может увидеть как можно выйти из трудной ситуации и, что не нужно отчаиваться, когда наступила неудача. При этом русско-народная сказка не даёт прямых руководств, она только намекает на те или иные действия. Взрослому и ребёнку обычно найти общий язык нелегко. Русско-народная сказка является одним из эффективных способов их объединить. Русско-народная сказка даёт детям необходимые эмоции и чувства, создаёт особенное настроение. Больше всего в русско-народной сказке привлекает детей главный герой, чаще всего это идеальный персонаж – он добр и справедлив, силён и смел, красив и бесстрашен. Именно таким хочет быть каждый ребёнок, главный герой становится одним из первых образцов для подражания. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства. [2] Русская народная сказка — повествовательное художественное произведение, созданное русским народом, является одним из основных жанров фольклорной прозы. [1] Функции педагога при рассказе русско-народной сказки: Функция образца — педагогу необходимо показывать свои чувства и эмоции, которые он испытывает при чтении данной сказки, делать паузы в нужных местах для придания нужной атмосферы, нельзя пропускать отрывки так, как это искажает все содержание сказки и вложенный в него смысл. Функция советника — педагогу необходимо переносить трудные ситуации из сказки в педагогические задачи, которые нужно будет решить детям, они вместе с героем ищут выход из сложившихся проблем. Функция инструктора — педагогу нужно менять голоса в зависимости от персонажей, которых он озвучивает, прибавлять или убавлять громкость голоса, делать паузы. Функция наблюдателя — педагог должен следить за вниманием и восприятием детей, которые его будут слушать. Важно замечать эмоции и жесты детей и как они меняются в зависимости от сюжета сказки. С помощью этого можно определить, что ребёнка интересует сейчас, чем он увлекается, чего он хочет, какие есть у него проблемы и многое другое. Функция партнера — дети проявляют эмоциональную активность в процессе чтения сказки и после её окончания. Педагог должен выслушать все комментарии, не перебивать их, не порицать за них. Функция фасилитатора — педагогу необходимо после прочтения сказки провести рефлексию с детьми, обсудить главных и второстепенных персонажей и их поступки. Все это поможет детям разобраться в сказке, в образе героев. Психологические потребности ребёнка, которые удовлетворяются с помощью русско-народной сказки: Потребность в автономности это проявляется в том, что у героя всегда есть задание/выбор/испытание, которое он должен сделать самостоятельно, с помощью своих усилий, ума и ловкости. Потребность в компетентности — главный персонаж всегда справляется с заданиями/ выбором/ испытаниями, которые его ждут в сказке. Он всегда добивается успеха, даже если что — то в основной части сказки у него не получилось. Потребность в активности — главный герой всегда что-то делает, всегда что-то происходит: встречи с другими второстепенными героями, неудачи, победы, испытания и многое другое. Все эти особенности в русско-народной сказке помогут ребёнку в саморазвитии, в формировании себя как личности. [3] Социально-нравственное воспитание является стержнем для формирования разносторонней личности ребёнка. Ребёнок будет чувствовать себя хорошо только тогда, когда сможет комфортно ощущать себя среди других людей, спокойно сможет с ними взаимодействовать, принимать и соответствовать нормам, правилам и ценностям, которые заложены в его обществе. Список использованных источников
|