Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Фольклор
Автор: Борисова Александра Романовна   
10.05.2023 08:28

РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВРУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

А.Р. Борисова

Студент (магистрант) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования социально-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются преимущества русско-народной сказки. Статья выявляет взаимосвязь русско-народно сказки с социальной, моральной, духовной и нравственной стороной человека. Данная статья адресована педагогам и воспитателям ДОО, а также может представлять интерес для студентов кафедры дошкольного образования.

Ключевые слова: Сказка, русско-народная сказка, социально-нравственное воспитание, мораль, дошкольники.

 

В дошкольной педагогике вопросы социально-нравственного воспитания дошкольников захватывает достаточно большое место в сфере образования, в настоящее время социально-нравственное развитие ребёнка является одной из главных задач как педагога, так и родителя. Именно они должны подготовить его к реальной жизни, помочь ему стать личностью, у которой будут сформированы такие качества и умения как коммуникабельность, патриотизм, моральные устои, нравственность и бытовые знания. На сегодняшний день все чаще замечается, что дети начинают меньше общаться со сверстниками, даже при выборе между сюжетно-ролевой и дидактической игрой дети предпочтут дидактическую; уходит дворовое общение, которое невозможно чем-либо заменить, большинство семей имеют одного ребёнка, а в детском саду группы сформированы по возрастам, дворовое общение даёт ребёнку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым; дома же большинство детей можно увидеться за различными гаджетами, что сокращает его взаимодействие со своими домашними.

Сензитивный период для развития социальных навыков считается от 2 до 6 лет. Именно в это время ребёнок начинает интересоваться формами вежливого поведения, в этот период ребёнку необходимо помочь научится культурным формам общения, что бы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе с разными людьми. [4]

Одним из мощных средств социально-нравственного воспитания является русско-народная сказка. Русско-народная сказка может помочь ребёнку ориентироваться в жизни, позволяет сформировать нравственные ценности, направить на правильные поступки, ребёнок с помощью русско-народной сказки может увидеть как можно выйти из трудной ситуации и, что не нужно отчаиваться, когда наступила неудача. При этом русско-народная сказка не даёт прямых руководств, она только намекает на те или иные действия. Взрослому и ребёнку обычно найти общий язык нелегко. Русско-народная сказка является одним из эффективных способов их объединить. Русско-народная сказка даёт детям необходимые эмоции и чувства, создаёт особенное настроение. Больше всего в русско-народной сказке привлекает детей главный герой, чаще всего это идеальный персонаж – он добр и справедлив, силён и смел, красив и бесстрашен. Именно таким хочет быть каждый ребёнок, главный герой становится одним из первых образцов для подражания. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства. [2]

Русская народная сказка — повествовательное художественное произведение, созданное русским народом, является одним из основных жанров фольклорной прозы. [1]

Функции педагога при рассказе русско-народной сказки:

Функция образца — педагогу необходимо показывать свои чувства и эмоции, которые он испытывает при чтении данной сказки, делать паузы в нужных местах для придания нужной атмосферы, нельзя пропускать отрывки так, как это искажает все содержание сказки и вложенный в него смысл.

Функция советника — педагогу необходимо переносить трудные ситуации из сказки в педагогические задачи, которые нужно будет решить детям, они вместе с героем ищут выход из сложившихся проблем.

Функция инструктора — педагогу нужно менять голоса в зависимости от персонажей, которых он озвучивает, прибавлять или убавлять громкость голоса, делать паузы.

Функция наблюдателя — педагог должен следить за вниманием и восприятием детей, которые его будут слушать. Важно замечать эмоции и жесты детей и как они меняются в зависимости от сюжета сказки. С помощью этого можно определить, что ребёнка интересует сейчас, чем он увлекается, чего он хочет, какие есть у него проблемы и многое другое.

Функция партнера — дети проявляют эмоциональную активность в процессе чтения сказки и после её окончания. Педагог должен выслушать все комментарии, не перебивать их, не порицать за них.

Функция фасилитатора — педагогу необходимо после прочтения сказки провести рефлексию с детьми, обсудить главных и второстепенных персонажей и их поступки. Все это поможет детям разобраться в сказке, в образе героев.

Психологические потребности ребёнка, которые удовлетворяются с помощью русско-народной сказки:

Потребность в автономности это проявляется в том, что у героя всегда есть задание/выбор/испытание, которое он должен сделать самостоятельно, с помощью своих усилий, ума и ловкости. Потребность в компетентности — главный персонаж всегда справляется с заданиями/ выбором/ испытаниями, которые его ждут в сказке. Он всегда добивается успеха, даже если что — то в основной части сказки у него не получилось. Потребность в активности — главный герой всегда что-то делает, всегда что-то происходит: встречи с другими второстепенными героями, неудачи, победы, испытания и многое другое. Все эти особенности в русско-народной сказке помогут ребёнку в саморазвитии, в формировании себя как личности. [3]

Социально-нравственное воспитание является стержнем для формирования разносторонней личности ребёнка. Ребёнок будет чувствовать себя хорошо только тогда, когда сможет комфортно ощущать себя среди других людей, спокойно сможет с ними взаимодействовать, принимать и соответствовать нормам, правилам и ценностям, которые заложены в его обществе.

Список использованных источников

  1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебного заведения. — 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия». — 448с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2014. —464с. -
  3. Лебедев Ю. А. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений/ Науч. рук. Ю. А. Лебедев. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
  4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год