Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект: «Традиции чаепития на Руси»
Фольклор
Автор: Красова Е.В. Папельникова С.П. Скоморохова О.В.   
01.05.2023 07:47

Проект: «Традиции чаепития на Руси»Проект: «Традиции чаепития на Руси»

Департамент образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа 1519

Авторы проекта: Воспитатели: Папельникова С.П. Скоморохова О.В.

Музыкальный руководитель: Красова Е.В.

Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий, информационно — познавательный

Продолжительность: долгосрочный– 8 месяца (сентябрь 2022-март2023)

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота своей Родины неразрывно связано с познанием духовного богатства и традиций своего народа. Поэтому перед нами встала проблема — пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с традициями русского народа. Научить детей чтить и уважать их, понимать и любить культуру своей страны через реализацию проекта «Традиции русского чаепития».

Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара.

 

Скачать конспект

Тема проекта «Традиции русского чаепития» — актуальная тема сегодняшнего дня. Она способствует пробуждению интереса к истории и культуре, традициям и обычаям чаепития любви к родной стране.

Благодаря соблюдению чайных традиций, которые передаются из поколения в поколение, мы тем самым сохраняем культуру своего народа.

Было бы неправильно утверждать, о непопулярности чая. У нас «чайная страна» и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Поэтому, данный проект способствует расширению кругозора детей по ознакомлению с историческими ценностями и традициями нашей культуры.

Новизна проекта:

Гармонизация детско-родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности. Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединённых гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Задачи проекта для педагогов:

  • создавать условия для реализации детьми творческо — исследовательского проекта
  • развивать интерес к национальной и исторической культуре
  • формировать целостную картину мира
  • способствовать развитию интереса детей к истории появления старинных и современных традиций, к процессу открытия новых знаний о знакомом явлении -чаепитии
  • создавать условия для формирования у детей познавательных и речевых умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения
  • способствовать творческому самовыражению в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, музыкальной, изобразительной)
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

Задачи проекта для родителей:

  • принимать активное участие в образовательном процессе
  • оказать помощь в создании музея «Чаепитие» в группе
  • построить свой образовательный маршрут для совместной деятельности с ребёнком дома (или следовать предложенной рекомендации) по теме «Традиции чаепития на Руси»
  • оказать помощь в организации фотовыставки выставки по теме «Чайные посиделки в семье»
  • оказать посильную помощь в сочинении стихов по теме: «История чаепития».
  • принять активное участие в мастер классе «Новогодняя игрушка – самовар»

Цель проекта:

  • Развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых знаний о знакомом явлении — чаепитии.

Этапы реализации проекта:

1 этап (сентябрь, октябрь) — подготовительный

  • составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
  • сбор и накопление материала, изучение литературы
  • организация развивающей предметно-пространственной среды
  • мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
  • беседа с родителями

2 этап (ноябрь, декабрь, январь,) – реализация проекта

  • беседа с детьми о чаепитии.
  • знакомство с историей появления чая
  • знакомство с историей появление самовара
  • чтение художественной литературы
  • учимся правильно сервировать стол
  • закрепить правила поведения за столом во время чайной церемонии
  • художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, конструирование) по теме «Самовар», «Чаепитие»
  • знакомство с музеями «Самовара» в Туле, «Чайникландия» в Москве
  • разучивание песни «Чай»
  • организация выставки «Чайные посиделки в русской живописи»
  • организация фотовыставки «Чайные посиделки в семье»
  • проведение мастер класса с детьми и родителями «Новогодняя игрушка — самовар»

3 этап (февраль, март) – заключительный

  • музей в группе «Чаепитие»
  • танец «А я чайничала»
  • песня А.Фроловой «Русский чай»

Пути реализации проекта:

  • беседа «Как появился чай»
  • беседа «Первые самовары»
  • чтение сказок познавательной, художественной литературы

(стихи, потешки, загадки)

  • презентация «История появления чая»
  • презентация «История самовара»
  • презентация «Музей Самоваров в Туле»

презентация «Музей Чайникландия в Москве»;

  • разучивание песни «Чай»
  • подбор картин для выставки «Чайные посиделки в русской живописи
  • подбор фотографий для выставки «Чайные посиделки в семье»
  • подбор экспонатов для музея «Чаепитие»
  • постановка танца «А я чайничала»
  • разучивание песни «Русский чай»

Консультации для родителей:

  • «Влияние народных традиций на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации. Которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребёнок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми
  • ребёнок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного, народного, музыкального творчества
  • ребёнок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять жизненный опыт за счёт удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения
  • ребёнок любознательный, активный; проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование.

Использованная литература:

  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.
  • Алекахин Н.Н. Матрёшка ООО Издательство «Народное образование», 109144. Москва 1998
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
  • Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. — М., 2007.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990.
  • Комратова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. — М., 2007.
  • Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
  • Вохринцева С. Матрёшка Издательство, «Страна Фантазий», 2000
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная группа. — М., 2009.
  • Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М., 1990.
  • Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М., 2004.
  • Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М., 2003.
  • Сыпченко Е. А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. — М., 2013
  • Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва.: Мозаика –Синтез, 2014
  • Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе» Ярославль Академия развития 2002
  • Казенова С. В. «Школьная круговерть» Ярославль Академия развития 2002
  • Александрова Б.А «В стане зеленой» Просвещение 1973
  • Быкова Т.И., Федина Е.М «Русский чай»
  • Школьник Ю.К. «Растения. Полная энциклопедия» Москва: Эксмо, 2009
  • Ужигов Г.Н. «Основные лекарственные растения» Москва: АСТ, 2000
  • Алябьева Е.А. «Дошкольникам о традициях народов мира» Библиотека воспитателя. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2018
  • «Ребенок в детском саду» журнал для воспитателей. Москва. Издательский дом «Воспитание дошкольников» 1-2019

Защита проекта

В защите проекта участвовало 6 детей.

Дети исполняют песню «Русский чай» А.Фроловой

Включается презентация и на фоне ее дети читают стихи

1 Реб. Приглашаем вас за стол

На душевный разговор

Мы гостей уважим

Да про чай расскажем.

Чай по чашечкам разлит

И над ними пар парит.

На здоровье! А сейчас

Начинается рассказ.

2 Реб. По одной легенде чай появился невзначай.

Император из Китая, после встречи отдыхая,

Захотел воды напиться, да пришлося удивиться:

В чан, кипящий для питья, с веток сорвалась листва.

Вмиг окрасив воду в красный, аромат даря прекрасный.

Осторожно он отпил, появилось столько сил!

Полюбил и стар и млад чай пять тысяч лет назад.

3 реб. Эй, девчонки и старушки, вижу опустели кружки

Вкусен чай и потому я еще его налью.

Как-то раз к царю на двор на поклон пришел посол.

И в подарок преподнес чай, что на востоке рос.

Дорогой напиток, редкий, тонизирующий, крепкий.

Но простому бедняку не купить чудо-листву.

Те заваривали травки. Все, что выросло на грядке.

4 реб. Постепенно, год от году чай пробил себе дорогу.

Да по морю, да по суше чай дошел до наших кружек

Чай с ватрушкой, чай с вареньем пили люди с наслажденьем!

В каждом доме стол накрыт за столом семья сидит.

Чай по чашкам разливают, никого не обижают.

Гости рады, все смеются, попивая чай из блюдцев.

5 реб. А в богатом доме, как король на троне

Посреди стола стоял золотистый самовар.

Чем богаче украшения, тем искусней угощенья.

Самовар пыхтит, в нм вода кипит.

Как в России появился? Почему так полюбился?

Так легенды говорят: 300 лет тому назад

Жил промышленник Демидов, из металлов разных видов

Делал пушки, якоря – исполнял заказ царя.

За Уральскими горами подружился с мастерами,

Что могли без всяких чар изготовить самовар.

В Туле мастеров собрал, производство основал:

На весь мир известным стал русский тульский самовар!

2 реб. Самовары уважают

Про них пословицы, стихи сочиняют

И музеи открывают

Даже памятники ставят.

Самовары мастерили, клеили мы и лепили

Самовары просто класс и порадовали нас!

6 реб. А нашу пушистую елку-подружку

украсили мы в этот раз

Не мишурой, а самоваром-игрушкой,

в саду проходил мастер-класс!

5 реб. Любим чай, как англичане,

мы сделали игру о чае.

Чашки с чаем собираем,

по-английски называем.

4 реб. Фото, видео, мультфильмы посмотрели, а сейчас

Продолжаем наш рассказ.

5 реб. Так много историй про чай мы узнали

и вот дорогих гостей

Мы приглашаем, дверь открываем

в наш маленький чайный музей

3 реб. Вот выставка картин про чай

известных мастеров творенья

Про чай писали и стихотворенья

и в песнях воспевали чай.

От наших фото чайных посиделок

так и веет семейным теплом.

Счастливые лица взрослых и деток

на кухне за сладким столом.

6 реб. Все меняется, проходит, самоваров век уходит

И в итоге оказалось – самоваров не осталось.

Но стоит лишь достать ватрушки, с чайника наполнить кружки

Тут же вся моя семья крутится возле меня.

Снова рады и смеются, как теперь не улыбнуться:

Самоваров не осталось, а традиция осталась.

Все вместе. Вот закончился рассказ, ноги сами рвутся в пляс!

Танец «А я чайничала»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год