Конспект занятия по развитию речи группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Путешествие в страну фольклора» |
Фольклор | ||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Бледных Людмила Александровна,Тимохина Рамзия Сулеймановна | ||||||||||||||||||||||||||||
27.03.2023 10:23 | ||||||||||||||||||||||||||||
Конспект занятия по развитию речи группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Путешествие в страну фольклора» Подготовили:
Образовательная область: развитие речи Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет Тема: «Путешествие в страну фольклора» Цель: Закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речевое развитие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, формирование познавательной активности у детей, путем вовлечения их в игровые действия.
Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Расширять и активизировать словарный запас: фольклор Приемы руководства деятельности детей на занятии:
Создание среды для организации и проведение занятия: глобус, маршрутная карта, видео письмо, дерево, картинки-яблоки с пословицами, платочки, тесто, карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, мольберт, дощечки для лепки, 3-4 обруча разных цветов, ковёр-самолёт. Оборудование: ноутбук, телевизор, столы Методические приёмы: Наглядный: демонстрационный материал –иллюстрации к потешкам Словесный: рассказ воспитателя и детей, вопросы к детям. Практический: упражнения творческого характера. Игровой метод — сюрпризный момент,, подвижная игра «Горелки». Предварительная работа: просмотр мультфильмов, знакомство с жанрами и видами русского народного творчества и их заучивание, рисование героев, чтение сказок, беседы по теме. Виды детской деятельности на занятии:
Ожидаемые результаты:
Интеграция образовательных областей:
План занятия:
Вводная часть: Воспитатель рассматривает глобус в патриотическом уголке, крутя его в руке (невзначай привлекая внимание детей). Когда дети обратили внимание на то что держит воспитатель в руке, он объясняет чем занят. Дети рассматривают где находится Россия на карте. Воспитатель: Ребята, скажите в какой стране мы с вами живем? Дети: Россия. (показать на глобусе) Воспитатель: Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата? (ответы детей: городами, национальностями, музеями, памятными местами, традициями, промыслами и т. д.) Воспитатель: А еще наша страна богата фольклором. А вы знаете, что такое фольклор. Дети: Это песни, пословицы, загадки, поговорки, считалки, сказки, хороводные игры и т. д. Воспитатель: А кто их сочинил? Дети: Народ. Основная часть: Воспитатель: Как у нас на Руси уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто и не кто не скучал, Сам народ для себя песни – шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили Как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь еще с колыбели. Звучит звонок и на экране телевизора появляется дедушка Фольклор «Дорогие дети! У меня скоро День рождения. Мне уже 90 лет. Помогите мне собрать всех внучек. В нашей стране нет почты, а я очень стар, далеко ходить не могу». Воспитатель: Интересное послание. А кто это нам позвонил? (ответы детей) О чем просит нас дедушка Фольклор? (Ответы детей)». Ребята, поможем дедушке Фольклору собрать внучек? (Ответы детей). Воспитатель: Значит мы с вами отправляемся путешествовать в страну фольклора. Наш путь не легкий и не близкий. А поможет нам в этом карта. (воспитатель смотрит на карту). Воспитатель: Тогда одеваем сапоги-скороходы (дети имитируют ходьбу в сапогах-скороходах с высоко поднятыми ногами) и отправляемся в путь. Воспитатель: А вот и домик. Ребята, какой номер на домике? (ответ детей) Воспитатель: Правильно, №1. Здесь живет старшая внучка дедушки Фольклора -Потешка Воспитатель: Здравствуйте, вы кто? Ребенок: Внучка Потешка, здравствуй! Тебя дедушка Фольклор приглашает на День рождения. Потешка: Спасибо! Я хочу показать вам иллюстрации к потешкам, а вы постарайтесь угадать и рассказать эту потешку (дети отгадывают потешки и хором произносят текст) Потешка: А что же я подарю дедушке? Мне пришла в голову идея. Помогите раскрасить вот эти картинки ( (раздает детям картинки) и мы сделаем для дедушки красивую книжку (дети раскрашивают картинки и делают книжку). Воспитатель: Идем по карте. Нам пора отправляться в путь ко второй внучке. Воспитатель: Посмотрите — впереди нас ждут препятствия. (Пигра: «С кочки на кочку») Скачем с кочки на кочку, осторожно, не упадите в болото (прыжки из обруча в обруч) Воспитатель: А вот еще один домик. Какой номер? (ответ детей). Воспитатель: Правильно, №2. Здесь живет средняя внучка — Пословица. Ребенок: Здравствуй внучка, Пословица! Дедушка Фольклор приглашает тебя на День рождения! Пословица: Спасибо, что нашли меня. А что же я подарю дедушке? А вот что! Помогите мне оживить дерево. Я подарю яблоню с молодильными яблоками. Дети, вы мне поможете в этом? Нужно наклеить эти яблоки на дерево Пословица: Посмотрите, яблоки не простые, на них написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица: Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. С какого яблока начнем? (дети показывают на яблоко, внучка берёт его в руки) Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Щи да каша (еда наша) наклеивает яблоко на дерево) Что на уме (то и на языке) наклеивает яблоко на дерево) Хорошо в гостях, (а дома лучше) наклеивает яблоко на дерево) Старый друг (лучше новых двух) наклеивает яблоко на дерево) Без труда не (выловишь и рыбку из пруда) наклеивает яблоко на дерево) Ученье – свет (а не ученье – тьма) наклеивает яблоко на дерево) Семеро одного (не ждут) наклеивает яблоко на дерево) Язык болтает (рукам мешает) наклеивает яблоко на дерево) Сделал дело (гуляй смело) наклеивает яблоко на дерево) Всякому мила (своя сторона) наклеивает яблоко на дерево) Внучка: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Пословица: Посмотрите, каким красивым стало наше дерево, словно оно ожило и зашумело. Воспитатель: Дети, нам нужно поспешить к третьей внучке — Загадке! Все летим на ковре-самолете. Воспитатель: А вот и домик. Посмотрите — какой номер? (ответ детей) Воспитатель: Правильно, №3. Вот тут живет младшая внучка — Загадка. Ребенок: Здравствуй внучка, Загадка! Дедушка Фольклор ждет тебя на День рождения. Загадка: Спасибо за приглашение. А я хочу с вами поиграть в загадки-отгадки. (загадывает загадки) 1-й ребенок: А мы тоже загадки знаем! Голубой платок, алый клубок по платку катается, людям улыбается (Солнце) 2-й ребенок: Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга) 3-й ребенок: Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо) 4-й ребенок: Носить легко, а считать тяжело. (Волосы) 5-й ребенок: Никогда не ест, а только пьет, а как зашипит — всех приглашает, угощает (Самовар) 6-й ребенок: Круглая, твердая, сладкая, с дыркой, посыпана маком (Баранка) Загадка: Ой, кажется, я знаю, что мы подарим Дедушке. Мы все вместе слепим баранки. Дедушка очень любит с ними чай пить. Воспитатель: Но для этого нам нужно замесить тесто. (эксперимент с дрожжами) (дети из теста лепят баранки, кладут на противень и в печь). Воспитатель: А пока наши баранки пекутся пришло время поиграть. В старину любили играть в русскую народную игру «Горелки». Воспитатель: Давайте и мы поиграем. Сначала нужно выбрать водящего. Воспитатель: Кто знает считалку? Физкультминутка: игра «Горелки». Воспитатель: Ну что, продолжаем путь дальше? Воспитатель: Ребята, поспешим. Возьмемся за руки и ручейком прямо к дедушке все в гости. (Дедушка сидит за столом с самоваром) Все: Здравствуй, дедушка! Ребенок: Дедушка, ты прислал нам видео письмо. Мы твою просьбу выполнили. Потешка: Дорогой дедушка! Я твоя старшая внучка — Потешка. Поздравляю и дарю тебе книжку с красивыми картинками (садится рядом с дедушкой). Пословица: Милый дедушка! Я твоя средняя внучка — Пословица. Дарю тебе яблоню с молодильными яблоками. Да яблоки не простые, а с пословицами (садится рядом с дедушкой). Загадка: Любимый дедушка! А я твоя младшая внучка — Загадка. Дарю тебе баранки к чаю, которые мы сделали вместе с ребятами (садится рядом с дедушкой). Воспитатель: Дедушка Фольклор! А дети тоже приготовили для тебя подарок: вот эти лапти. Ребенок: В хороводе мы пойдем, Хоровод свой заведем. Хоровод ты наш кружись, Пляска русская — учись! (дети исполняют русскую народную песню «Лапти») Заключительная часть: Воспитатель: Вы прошли не легкий путь. Преодолевая препятствия отлично справились со всеми заданиями, вспомнили, что такое фольклор. - Какое задание для вас было самым интересным? - Самым легким? - Как высчитаете всё ли у нас получилось? - Понравилось вам наше путешествие? Воспитатель: Как в народе говорят Кончил дело – гуляй смело! Пришло время угощенья! Не робейте не стесняйтесь, Сладостями угощайтесь! Всех гостей приглашают на чаепитие.
|