Формирование нравственных качеств дошкольников среднего возраста в проектной деятельности по русским народным сказкам |
Фольклор | |||
Автор: Дербилова Оксана Александровна | |||
26.12.2022 08:05 | |||
Формирование нравственных качеств дошкольников среднего возраста в проектной деятельности по русским народным сказкам Статья посвящена исследованию формирования нравственных качеств детей 4–5 лет. В работе представлены актуальность темы, раскрыты особенности развития нравственных качеств детей, которые были выявлены в результате диагностики детей средней группы, представлена работа по реализации проекта по формированию нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок. Ключевые слова: народная сказка, формирование нравственных качеств, нравственное воспитание, нравственное развитие, нравственные ценности, дети среднего дошкольного возраста, формы воспитания, методы воспитания.
Сухомлинский В. А. говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Нравственное воспитание становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов воспитания нравственных качеств детей — один из актуальных вопросов педагогики. Как показали исследования современных педагогов и психологов О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, В. В. Поповой, эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта [5]. Ученые доказали, что процесс развития нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством народной сказки будет эффективным, если: а) подбор сказок осуществляется с учетом комплексного решения задач по развитию нравственных качеств; б) используются разные виды русских народных сказок; в) используются разные средства и методы работы со сказкой. У каждого человека сказка своя. Невозможно представить человека, которого в жизни не коснулась бы сказка. Самый сказочный период, конечно, это детство. Сказка — это творчество, которое не знает ограничений, она помогает маленькому человеку научиться понимать окружающий мир и создать собственный, испытать себя и преодолеть свои страхи [1, 4]. Роль сказки в жизни каждого человека невозможно определить, но в жизни каждого человека она была. Именно детство самый сказочный период в жизни человека. Сказки родились вместе с человечеством. В древние времена их сочиняли и придумывали потому, что не могли многое объяснить в окружающем мире. Но почему же она до сих пор жива, ведь сейчас в эру новых технологий человек может объяснить все? Может быть потому, что она заразительно отличается от будничной действительности и позволяет сделать невозможное возможным, пусть даже и в мечтах [5]. И тем не менее, сказка уходит из детского сада, из семьи, а значит, из жизни ребенка. Именно поэтому в нашем детском саду был создан долгосрочный проект — «В мире сказок». Целью которого являлось – развитие духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
В рамках реализации проекта по духовно — нравственному воспитанию детей дошкольного возраста были проведены следующие мероприятия: Читали много разных сказок — русских народных, авторских, сказок народов разных стран. Проводили консультации для родителей «Роль сказок в развитии детей», «Как и когда рассказывать сказки», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». Был проведён круглый стол с родителями «Наши любимые сказки». Были проведены совместные выставки: рисунков, поделок по сюжетам прочитанных произведений, создали картотеку дидактических игр по произведениям сказок, разучивали присказки, поговорки, учились составлять сказки самостоятельно, развлечения «В мире добрых сказок», «Путешествия по сказкам». Дети показывали театрализованные представления по мотивам русских народных и авторских сказок с использованием кукольного, платкового, теневого театров. Ставили театрализованные постановки по русской народной и авторской сказке: «Теремок», «Под грибом» Совместно с родителями провели вечер семейных инсценировок «Бабушкины сказки» с выпуском афиш. Организовали конкурс стенгазет — «Мы — читающая семья». Совместное творчество родители — дети — «Сочиняем и иллюстрируем свою сказку», викторину с детьми и родителями «Знатоки сказок». Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе со сказкой является оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе есть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Например: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка является «активно действующей»: не просто украшает группу, а обеспечивает возможность для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т. д. По окончании работы в этот же день либо на следующий организовывается «Книжная мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Самое главное, ребёнок видел: прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается — к ней обращаются постоянно. В рамках проекта состоялась беседа о правилах поведения дома и на улице. Мы вспомнили сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гусилебеди». Дети учились лепить героев сказок, рисовали, разучивали песенки сказочных героев, играли в хороводные игры: «Теремок», «Кого встретил колобок?», «Кто в теремочке живёт?». Дошкольники играют в подвижные игры на основе сказок: «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Волк во рву». Также в ходе проекта проводится работа с родителями:
Дети в ходе проекта учатся: – проявлять любовь к сказкам и друг к другу; – узнавать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль сказки; – быть наблюдательнее, терпимее друг к другу и к окружающим людям. Считаем, что наша работа даёт хороший результат. В дальнейшем собираемся продолжить работу в данном направлении, продолжать реализацию проекта/ В результате реализации проекта, дети дошкольного возраста определяют жанровую принадлежность, хорошо владеют монологической речью, у них расширен словарный запас в рамках значения слов — архаизмов, и используют средства выразительности при общении. Получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, пользуются выразительными средствами речи, имеют устойчивый интерес к художественной литературе; способны выражать эмоции и поддерживать диалог. Развивается чувство сострадания, сопереживания, умеют радоваться достижениям других детей. В связи с полученными результатами можно утверждать, что русская народная и авторская сказка является эффективным средством духовно — нравственного воспитания. Данный проект определил место сказки в жизни ребенка и это место одно из главных в воспитании нравственных качеств. Чтение сказок вошло в ежедневную жизнь детей в самый ответственный период, когда формируется интерес к восприятию художественной литературы, поэтому работу в данном направлении мы будет продолжать. Литература
|