ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК |
Фольклор | |||
Автор: Хватина Елена Альбертовна Иванова Ольга Владимировна | |||
14.11.2022 06:41 | |||
ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК МБДОУ "Детский сад №146 «Петушок" г. Чебоксары Чувашской Республики Воспитатели:
Воспитание у детей дошкольного возраста гуманных чувств на современном этапе является одной из главных задач нравственного воспитания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Непрерывным воспитанием гуманности как качества личности занимается несколько социальных институтов. Первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы нравственного воспитания ребенка. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений, где закрепляются заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными этическими нормами жизни в человеческом обществе. Богатые возможности для воспитания гуманного отношения к сверстникам у детей 5-6 лет создает использование русских народных сказок. Именно русские народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гуманных чувств неоценима. Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства народными сказками содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Необходимым условием использования сказки в формировании дружеских отношений у детей является органическая связь чтения сказок с теми конкретными задачами нравственного воспитания, которые ставит перед собой воспитатель детского сада. При определении задач нравственного воспитания необходимо обеспечить закрепление и дальнейшее развитие ценных нравственных качеств, которые имеются как у детского коллектива в целом, так и у отдельных детей, и наряду с этим воспитание недостающих нравственных качеств и преодоление отрицательных проявлений. Существует определенная зависимость между восприятием морали сказки и нравственными проявлениями детей. Если идея, моральные качества и поступки сказочных героев соответствуют положительным моральным проявлениям детского коллектива, их моральным качествам, дети легче осмысливают их, их реакции ярче и разнообразнее, и наоборот. Однако практическая разработанность методов использования народной сказки в воспитании гуманного отношения к сверстникам у детей 5-6 лет недостаточна, что и определяет актуальность темы. Нами была разработана система мероприятий, направленных на воспитание гуманного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с использованием народных сказок. Формирующая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Названные направления реализовывались параллельно. Система работы по воспитанию гуманного отношения к сверстникам у детей 5-6 лет с использованием народных сказок включала в себя три этапа. Целью подготовительного этапа являлось создание условий для повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к народным сказкам. Для этого мы вводили дошкольников в мир русских народных сказок – драматизировали короткие литературные произведения, используя различные виды театра, создавали эмоционально-положительную обстановку в группе. В ходе данного этапа особое внимание уделялось организации нравственных качеств в ситуативно-деловом и познавательном общении взрослого и детей, а также детей между собой. Нами были использованы беседы, чтение художественной литературы. При отборе сказок мы учитывали соответствие их уровню развития дошкольника, а также задачам обучения и воспитания, их способность оказывать влияние на формирование определенных нравственных качеств дошкольников и возбуждать у них положительные эмоциональные чувства, понятность, увлекательность. На втором этапе работы у детей формировали осознанное личностно-эмоциональное отношение к проявлению гуманности, обучали проявлению гуманности в народных сказках посредством обыгрывания специальных игровых ситуаций в совместных взросло-детских играх. На третьем этапе проводилось стимулирование проявление гуманного отношения к сверстникам в драматизации сказки. При подготовке к драматизации формировали у детей умение договариваться; учили распределять роли в процессе общения, обучали проявлению коммуникативных навыков в различных сюжетах. Мы нацеливали их на ролевую беседу; содействовали развитию замысла драматизации, учили договариваться со сверстниками, вступать в деловое взаимодействие друг с другом. Для этого нам понадобилось создание и решение игровых ситуаций, задач; поощрение, подсказки, вопросы и предложения, напоминания. С помощью чтения и анализа и драматизации народных сказок мы расширили знания детей о гуманности, подкрепляя впечатления и интерес к теме, что необходимо для воспитания гуманного отношения у детей 5-6 лет к сверстникам. Данное исследование не претендует на полное решение проблемы воспитания гуманного отношения к сверстникам у детей 5-6 лет с использованием народных сказок, так как представляется возможным дальнейшее усовершенствование системы работы по данному направлению. Использованная литература
|