Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «В гостях у сказки» |
Фольклор | |||
Автор: Выборнова Татьяна Александровна | |||
01.11.2022 09:49 | |||
Методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «В гостях у сказки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№77 Комбинированного вид Приморского района Санкт-Петербург Воспитатель первой квалификационной категории Выборнова Татьяна Александровна Санкт-Петербург 2022г ВВЕДЕНИЕ: Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Рассказывание сказок — старый русский обычай. Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. В сказке отражаются нравственные ценности народа. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема. Однако многие сказки жестокие и в самом содержании несут подавление, насилие и другие негативные моменты. Взрослые сами убеждаются в этом, рассказывая, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку. Еще одна проблема в том, что сказки подаются дошкольникам не разнообразно, т.е. это чтение, рассказывание, в лучшем случае рассказ в лицах или драматизация, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития воображения, мышления, речевого творчества и воспитания добрых чувств. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Поэтому ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Для решения этой проблемы предлагаются методика работы со сказкой. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития детей, я предлагаю вам схему работы с художественными произведениями, которая складывается из семи разделов.
Конечно, все семь разделов, предложенных в схеме, выбраны условно и не претендуют на полное использование во всех произведениях. Их может быть меньше, а может быть и больше. Педагоги могут выбирать из схемы те задания, которые покажутся им важными, интересными полезными для конкретной группы детей или ситуации. Не обязательно каждую сказку прорабатывать по всем разделам. Пусть вас не смущает, если в какой – то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы педагог мог преобразоваться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и кругосветное путешествие, и возвращение в прошлое, и воспитание добрых чувств, справедливости, патриотизма и др. Таким образом, эта схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармоничного развития личности ребенка. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ «Как работать над сказкой»
Так следуя этим рекомендациям, постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире – таком знакомом и таком неизвестном. Для того, чтобы у детей получилось придумывание сказок и историй, нужно постараться быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить за самые незначительные попытки и результаты.
|