Музыкальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством народной вокальной музыки |
Фольклор | |||
Автор: Павлова Наталья Николаевна | |||
04.10.2022 17:43 | |||
Музыкальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством народной вокальной музыки Современное российское общество в условиях реформирования системы образования, претерпевает серьёзные проблемы в контексте духовно-нравственного воспитания. Поэтому эффективный путь обновления культурного пространства возложен на учреждения образования и культуры, где приоритетной задачей является творческое развитие личности посредством музыкального искусства, в частности, музыкального фольклора. Музыкальный фольклор богатейший и действенный феномен эстетического воспитания, обладающий! огромной силой эмоционального воздействия, способностью воспитания чувственно!! сферы, художественного вкуса. Именно поэтому, современные научные исследования свидетельствуют о необходимости развития и формирования креативных музыкальных способностей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.
В обучении народному пению для педагога важно оценивать музыкальные способности детей, которые в процессе воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умения навыки, а в дальнейшем в профессиональное мастерство. Безусловно, огромное значение имеют хорошие природные данные детей, способствующие формированию музыкального мышления, которое рассматривается в комплексном аспекте художественного восприятия музыкального материала (ощущение звуковысотной мелоинформации, метроритмического и динамического сопряжения, музыкальной памяти и др.). У каждого ребёнка индивидуальный уровень музыкального мышления, где взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции. Традиционные психические функции музыкального мышления по составляющим их компонентам имеют определенную классификацию, например классификацию, предложенную Ф. Гекером и Т. Цигеи, представленную в книге Г. Науменко «Фольклорная азбука»:
В этой связи, процесс развития функций музыкального мышления детей можно разделить на три этапа. Первый этап соответствует самому раннему детству — до трех лет. Он характеризуется началом перехода от восприятия ребенком музыкального интонирования к осознанию музыкального интонирования, согласно логическим выводам Г.М. Науменко [2: 34 несколько позже, ребенок обнаруживает тенденцию целостного восприятия музыкального впечатления. Второй этап — это дошкольный возраст детей от 3 до 7 лет. На этом участке пути представляются как цепь отдельных компонентов, которые воспринимаются ребёнком — контексте целостного музыкального мышления. Он перестает воспринимать связь собственных музыкальных впечатлений от непосредственно услышанного. Начинает понимать действительные связи и различия, существующие между различными музыкальными образованиями. Детский разум уже формирует определенные понятия объективно конкретизирует их. начинает отдельные звенья музыкальных образований объединять в одну цепь. Именно в цепных комплексах, по мнению Г.М. Науменко отчетливо проявляется объективно-конкретный и образный характер музыкально: мышления детей. Третий этап — служит своеобразным мостом, переходным звеном к образованию развитию системы понятий; к периоду, когда музыкальное мышление в комплексах переходит в стадию осмысленности музыкального развития. Возникают моменты психической эволюции, при которой создаются условия, вырабатывающие возможность перестройки интеллекта. В каждом возрасте последовательно появляется что-то новое, но неразрывно связанное с предыдущим. Раннее исполнение ребенком произведений музыкального фольклор- обучение его пению народных песен при адекватных природных, наследственных предпосылках более всего создает предпосылки для раскрытия и проявления таланта творческой индивидуальности, а значит и формирует гармоничную личность в целом Многочисленные наблюдения показывают, что в семьях, где ребенка с первых дней жизни укачивали в люльке под колыбельные песни, исполняли пестушки, потешки, прибаутки игровой форме, рассказывали сказки с напевами, вырастали наиболее музыкальные творчески одаренные дети. В детской памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных напевов, запоминался поэтический, образны язык народных песен, что способствовало развитию музыкальных способностей детей, подготавливало их к исполнению более сложных произведений песенного фольклора. По мнению ученых-исследователей, педагогов-этнографов, комплексное музыкальное развитие детей наиболее результативно осуществляется посредством фольклора. Так, например, дети в возрасте до пяти — шести лет интенсивно осваивают те интонационные ладовые модели, которые сложились в древности, на самых ранних этапах развития наше цивилизации, которые во все времена составляли основу музыкального мышления. На домузыкальной стадии, действия со звуками ребенком вначале случайно, а потом осознано осуществляется ритмическое сопровождение при помощи шумовых инструментов и других подручных предметов (гремящих, дребезжащих, звенящих). Затем звукам придается ритмическая регулярность, упорядоченность во времени, и стихийные эксперименты с» звуками постепенно облачаются в форму сотворческого музицирования. На следующем этапе ребенок практикует многократно повторяемое скандирование отдельных слов и словосочетаний на одной ноте, позднее. — на простейших полевках, основанных на двух — трёх нотах, в том числе и в ладах народной музыки. Со временем н о приводит к освоению более протяженных словесно-музыкальных композиций — детских считалок. Речь идет не о простой забаве, а об освоении важного музыкального приема повторности и варьированности, на основе которого основывается основной пласт народно- певческой культуры. Таким образом, на всех перечисленных стадиях музыкального развития ребенок использует принцип, на котором строилось древнейшее музицирование — принцип синкретизма (совокупности слов, мелодии, жеста, мимики, танца, то есть «первоначальной расчлененности искусства»). Именно поэтому, пение в раннем возрасте всегда предполагало произнесение слов вместе е ритмическими телодвижениями, игрой па фольклорных инструментах, что способствует комплексному развитию детей посредством фольклорного музыкального искусства. Литература:
|