Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством народной вокальной музыки
Фольклор
Автор: Павлова Наталья Николаевна   
04.10.2022 17:43

Музыкальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством народной вокальной музыкиМузыкальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством народной вокальной музыки

Современное российское общество в условиях реформирования системы образования, претерпевает серьёзные проблемы в контексте духовно-нравственного воспитания. Поэтому эффективный путь обновления культурного пространства возложен на учреждения образования и культуры, где приоритетной задачей является творческое развитие личности посредством музыкального искусства, в частности, музыкального фольклора.

Музыкальный фольклор богатейший и действенный феномен эстетического воспитания, обладающий! огромной силой эмоционального воздействия, способностью воспитания чувственно!! сферы, художественного вкуса. Именно поэтому, современные научные исследования свидетельствуют о необходимости развития и формирования креативных музыкальных способностей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

 

В обучении народному пению для педагога важно оценивать музыкальные способности детей, которые в процессе воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умения навыки, а в дальнейшем в профессиональное мастерство. Безусловно, огромное значение имеют хорошие природные данные детей, способствующие формированию музыкального мышления, которое рассматривается в комплексном аспекте художественного восприятия музыкального материала (ощущение звуковысотной мелоинформации, метроритмического и динамического сопряжения, музыкальной памяти и др.).

У каждого ребёнка индивидуальный уровень музыкального мышления, где взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные функции. Традиционные психические функции музыкального мышления по составляющим их компонентам имеют определенную классификацию, например классификацию, предложенную Ф. Гекером и Т. Цигеи, представленную в книге Г. Науменко «Фольклорная азбука»:

  1. Сенсорный компонент — ощущение и различие высоты, интенсивности н длительности звуков.
  2. Ретентивный — память на высоту, интенсивность и длительность звуков.
  3. Синтетический — восприятие целостных образований: мотивов, тем. ритмо — фигур
  4. Моторный — перенесение звукового образа на голос.
  5. Идеативный — мысленное воображение, нахождение идейного ассоциативно; содержания музыки.

В этой связи, процесс развития функций музыкального мышления детей можно разделить на три этапа.

Первый этап соответствует самому раннему детству — до трех лет. Он характеризуется началом перехода от восприятия ребенком музыкального интонирования к осознанию музыкального интонирования, согласно логическим выводам Г.М. Науменко [2: 34 несколько позже, ребенок обнаруживает тенденцию целостного восприятия музыкального впечатления.

Второй этап — это дошкольный возраст детей от 3 до 7 лет. На этом участке пути представляются как цепь отдельных компонентов, которые воспринимаются ребёнком — контексте целостного музыкального мышления. Он перестает воспринимать связь собственных музыкальных впечатлений от непосредственно услышанного. Начинает понимать действительные связи и различия, существующие между различными музыкальными образованиями. Детский разум уже формирует определенные понятия объективно конкретизирует их. начинает отдельные звенья музыкальных образований объединять в одну цепь. Именно в цепных комплексах, по мнению Г.М. Науменко отчетливо проявляется объективно-конкретный и образный характер музыкально: мышления детей.

Третий этап — служит своеобразным мостом, переходным звеном к образованию развитию системы понятий; к периоду, когда музыкальное мышление в комплексах переходит в стадию осмысленности музыкального развития. Возникают моменты психической эволюции, при которой создаются условия, вырабатывающие возможность перестройки интеллекта.

В каждом возрасте последовательно появляется что-то новое, но неразрывно связанное с предыдущим. Раннее исполнение ребенком произведений музыкального фольклор- обучение его пению народных песен при адекватных природных, наследственных предпосылках более всего создает предпосылки для раскрытия и проявления таланта творческой индивидуальности, а значит и формирует гармоничную личность в целом Многочисленные наблюдения показывают, что в семьях, где ребенка с первых дней жизни укачивали в люльке под колыбельные песни, исполняли пестушки, потешки, прибаутки игровой форме, рассказывали сказки с напевами, вырастали наиболее музыкальные творчески одаренные дети. В детской памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных напевов, запоминался поэтический, образны язык народных песен, что способствовало развитию музыкальных способностей детей, подготавливало их к исполнению более сложных произведений песенного фольклора.

По мнению ученых-исследователей, педагогов-этнографов, комплексное музыкальное развитие детей наиболее результативно осуществляется посредством фольклора. Так, например, дети в возрасте до пяти — шести лет интенсивно осваивают те интонационные ладовые модели, которые сложились в древности, на самых ранних этапах развития наше цивилизации, которые во все времена составляли основу музыкального мышления. На домузыкальной стадии, действия со звуками ребенком вначале случайно, а потом осознано осуществляется ритмическое сопровождение при помощи шумовых инструментов и других подручных предметов (гремящих, дребезжащих, звенящих). Затем звукам придается ритмическая регулярность, упорядоченность во времени, и стихийные эксперименты с» звуками постепенно облачаются в форму сотворческого музицирования.

На следующем этапе ребенок практикует многократно повторяемое скандирование отдельных слов и словосочетаний на одной ноте, позднее. — на простейших полевках, основанных на двух — трёх нотах, в том числе и в ладах народной музыки. Со временем н о приводит к освоению более протяженных словесно-музыкальных композиций — детских считалок. Речь идет не о простой забаве, а об освоении важного музыкального приема повторности и варьированности, на основе которого основывается основной пласт народно- певческой культуры.

Таким образом, на всех перечисленных стадиях музыкального развития ребенок использует принцип, на котором строилось древнейшее музицирование — принцип синкретизма (совокупности слов, мелодии, жеста, мимики, танца, то есть «первоначальной расчлененности искусства»). Именно поэтому, пение в раннем возрасте всегда предполагало произнесение слов вместе е ритмическими телодвижениями, игрой па фольклорных инструментах, что способствует комплексному развитию детей посредством фольклорного музыкального искусства.

Литература:

  1. Байтуганов. ВМ Методика работы с детским фольклорным коллективом в пространстве традиционной культуры: метод. пособие / В. И. Байтугано — Новосибирск: Изд-во ПГОНБ. 2011 — 170 с. — С. 26
  2. Науменко. Г М Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной школы Г.М. Науменко — М.: Издательский центр «Академия». 1996 – 136 с. — С. — 34.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год