Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание всесторонне развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры проект «Веселые матрешки»
Фольклор
Автор: Кузьмина Анна Владимировна   
02.10.2022 19:05

Воспитание всесторонне развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры проект «Веселые матрешки»Воспитание всесторонне развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры проект «Веселые матрешки»

Каждый народ сохраняет свои национальные традиции, систему воспитания, это определяет его облик, образ морали и поведения. Основой народных педагогических традиций, несомненно, являются народные игрушки, игры, фольклор в основе которых лежат и история народа, и его культура, и нравственные ориентиры.

В эпоху глобализации существует опасность исчезновения национальных культур. Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.

Основой народных педагогических традиций, несомненно, являются народные игрушки и игры. Они помогают взрослым воспитывать детей, готовить их к жизни в обществе. Народная игрушка побуждает ребенка к размышлениям, что способствует развитию познавательных процессов.

 

Работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству начинают со знакомства с народной игрушкой — Матрешкой. Игрушки являются первыми средствами воспитания, они дают толчок для дальнейшего развития ребенка, влияют на его характер и склад ума. Народная игрушка наполнена теплом русского искусства, она готова к игре, как к одному из главных проявлений духовной жизни ребенка.

Для этого создан педагогический проект: «Веселые матрешки»

Вид проекта: групповой, творческий, обучающий.

Длительность: краткосрочный, 1 неделя

Проект проходил в три этапа

1 этап – целеполагание

Проблема: дети обладают недостаточным знанием о народных игрушках, так как в домашних условиях они с ними практически не встречаются, а они необходимы для формирования представлений детей о культуре нашей страны.

Если знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями декоративно-прикладного искусства, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. И в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Цель: Воспитание всесторонне развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, а именно знакомство с народными игрушками (матрешкой) через интеграцию познавательно – речевого общения и продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русской народной игрушкой — матрешкой, привить им интерес и любовь к русской культуре и русским традициям.
  2. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, хороводных играх, потешках, пословицах о матрешке.
  3. Развивать сенсорные способности и мелкую моторику рук детей.
  4. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик к народным игрушкам, воспитывать бережное отношение и заботу о них.
  5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
  6. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
  7. Способствовать более тесному взаимодействию родителей и педагогов.

Предполагаемый результат:

Дети:

  1. Дети познакомятся с народной игрушкой – матрешкой, с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, сказками), с разными видами народной песни (хороводной, игровой) и играми.
  2. У детей сформируется и расширится словарный запас, как активный, так и пассивный.
  3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность, желания рассказывать стихи и потешки о матрешках.
  4. Дети будут бережно относиться к игрушкам.
  5. Улучшится развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Родители: Активизируется участие родителей (законных представителей) в жизни группы и детского сада. Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей на основе народной культуры. Примут участие в продуктивной деятельности совместно с детьми.

Цель основного этапа:

формирование знаний при реализации проекта.

С целью обогащения знаний детей о народном искусстве мы:

  • постарались максимально использовать пространственную развивающую среду ДОУ
  • расширили представление детей о быте русского человека через посещение мини – музея «Русская изба»
  • рассматривали и играли с Матрешками
  • Во время образовательной деятельности в группе, а так же на улице на прогулке играли в народные игры
  • развивали художественно эстетический вкус у детей и творческие способности на занятиях по рисованию, лепке, конструированию и аппликации
  • организовывали совместную творческую деятельность детей и взрослых.

В своей совместной деятельности широко использовали все произведения устного народного творчества, чем стимулировали интерес детей к познанию культуры своего народа, развивали речь и творческие способности детей.

Цель заключительного этапа: подведение итогов, оценка эффективности проекта.

Книги по теме: «Русский народный фольклор», созданные детьми совместно с родителями мы поместили в уголок чтения. Досуг-праздник «Осенняя Ярмарка» стал итого всего проекта.

Выводы: Во время работы над проектом дети получили представление о народной игрушке — матрешке. Научились с ней играть. Активизировался познавательный интерес детей. Родители проявили интерес к воспитанию детей, приняли активное участие в продуктивной деятельности совместно с детьми. Установился более тесный контакт педагога с родителями.

Перспективы работы по проекту: Продолжить работу по формированию познавательного интереса детей к народной культуре на основе знакомства с «Народной игрушкой».

Кузьмина Анна Владимировна Воспитатель МДОБУ «Детский сад №18 «Теремок» г. Новая Ладога, Ленинградской области.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год