Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников»
Фольклор
Автор: Загрубина Татьяна Юрьевна   
28.09.2022 19:27

«Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников»«Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников»

Автор: Загрубина Т.Ю

На протяжении своей работы с детьми в качестве музыкального руководителя я знакомлю детей с народным творчеством, стараюсь привить детям любовь к русской народной культуре: к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам. Хочу поделиться своим опытом по развитию музыкальных способностей через русскую народную культуру.

Музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

 

Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».

Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного гения, в приобщении к драгоценному достоянию России, которым по праву гордится наш народ.

Каждое музыкально — художественное впечатление, каждый музыкально — художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

Сегодня в работе с ребенком мы не обязаны работать по унифицированной программе по музыке, не должны относиться к ребенку в своей музыкальной работе как к некоему «усредненному» существу.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным к восприятию русского народного искусства, его использованию в музыкальном развитии детей. В этом развитии дошкольнику помогают окружающие его взрослые люди: педагоги и родители.

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства как фактору его целостного, гармонического развития его социальной адаптации;

желание педагога помочь дошкольнику войти в мир русского народного искусства, ощутить свою полноценность, свое «Я», познать свой мир, занять достойное место среди окружающих его людей

создание поля художественной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей познавательную, эмоционально-коммуникативную, личностно-деятельную направленность формирования художественной и музыкальной культуры ребенка

активизация любых творческих проявлений ребенка в разных видах музыкальной и самостоятельной деятельности в детском саду (как в сотворчестве с педагогом, так и со сверстниками).

Формирование культуры педагога осуществлялось в различных формах организации:

Постоянно действующие наглядные рубрики по искусству, русскому народному творчеству содержали искусствоведческий материал для воспитателей, музыкального руководителя, данные психолого-педагогических исследований, посвященные анализу особенностей восприятия дошкольников произведений русского народного творчества, методические рекомендации по организации общения с детьми в данном направлении.

Семинары помогали приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения.

Практикумы по русскому народному творчеству помогали педагогам подготовиться к общению с детьми, а также овладеть языком того или иного вида музыкально-художественной деятельности.

Профессиональные игры способствовали развитию музыкального, творческого опыта по применению развивающих технологий музыкального художественно эстетического цикла.

Педагогические фестивали были направлены на организацию совместного детско-взрослого сообщества по демонстрации уровней развития музыкальных, творческих способностей, развивающих технологий, образцов, личностной культуры

Для успешного построения системы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием русских народных традиций, в ДОУ было создано интегрированное музыкально-образовательное пространство. Это давало возможность укрепления и расширения знаний, умений и навыков в образовательном процессе дошкольников, их взаимодополняемости и взаимообогащения.

Был подобран музыкальный репертуар, отражающий русские народные традиции:

Пение русских народных песен: «Сеяли девушки яровой хмель», «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Вот уж зимушка проходит», «Прялица», «Во кузнице», «Два гуся» и других.

Прослушивание русских народных мелодий: «Барыня», «Камаринская», «Трепак», «Ах, ты, береза», «Зимушка-зима», «Коробейники», «Полянка».

Русские народные танцы: «Кадриль», «Яблочко», «Лебедушка», «Калинушка», «Березка», «Русский сувенир», «Ах, самара городок,,».

Народные игры: «Плетень», «Кто у нас хороший?», «Селезень и утка», «Капуста», «Огородники», «Муха», «Заинька серенький», «Бабка — Ежка» и другие.

Игра на музыкальных инструментах: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Кукушечка», «Во поле береза стояла», «Частушки», «Курочки и петушки», «Ах, вы сени» и другие.

Был разработан календарно-тематический план обрядовых праздников, сценариев развлечений, составлены методические рекомендации по проведению этих мероприятий: «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Веселая ярмарка», «Покров», «Кузьминки», и других.

Дети знакомились со звучанием оркестра. Им давались и раскрывались понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».

Со старшими дошкольниками знакомились с выдающимися русскими композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.

Детям раннего возраста давались коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами. Малыши правильно реагировали на веселую музыку, начинали прихлопывать, притопывать; на колыбельную музыку – затихали, покачивались в такт музыки.

Содержание народных произведений для старших дошкольников иное. В них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Всегда фиксировалось внимание детей на характере песни, а иногда предлагалось его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные ( «Коровушка», «Прялица»,); легкие, подвижные ( «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»); шуточные ( «Тень-тень, потетень», «Где был, Иванушка?»); задорные, плясовые ( «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот»).

Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока». Песни «Кукушечка», «Гуси» пели с солистами.

Русскую народную музыку широко использовали на музыкальных занятиях при выполнении движений. У дошкольников развивались творческие навыки, ритмическое и тембровое восприятие музыки, координационная точность, эмоциональная отзывчивость.

Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – все это вызывает желание петь даже у застенчивых и молчаливых ребят.

Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.

Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризовали какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору», кота – в игре «Кот Васька» и т.д.), изображали картинки жизни

(в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки).

Ребята старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, металлофонах и ксилофонах. Детям нравилось

исполнять лирические, спокойные произведения – «Во поле береза стояла»

подвижные, веселые мелодии – «Ой, там на горе», «Как под горкой под горой»; задорную, напевную «Калинку», «Вареньку». Игра на детских музыкальных инструментах использовалась и в игровой деятельности ребят.

Дети с радостью выступали перед воспитанниками других групп

Особенно любимы старшими «Осенние посиделки», «Ярмарка», «Рождественские вечера», «Масленица».

В последнее время некоторые праздники, в силу известных обстоятельств, утратили свое значение. Но праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Поэтому на смену старым, политизированным праздникам приходят исконно русские народные.

Русскую народную музыку и сказки использовали на праздниках и развлечениях. Через театр игрушек показывали для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь». Потешку «Кисонька-мурысенька» разыгрывали по ролям. Сказку «Теремок» с пением русской народной песни показывали в кукольном театре. Потом на занятии с детьми старших групп разучивали эту песню. Дети полюбили игру «Теремок» и с удовольствием играли в нее в свободное время. С подгруппой старших ребят подготавливали музыкальные сказки «Лиса и заяц», «Аленушка и лиса», «Снегурочка» и другие, показывали в часы досуга детям всех групп.

Детский сад «Дельфин» на протяжении многих лет взаимодействует с музыкальной школой Авиагородка. Учащиеся школы – желанные гости в детском саду. На таких концертах дошкольники с большим интересом слушали игру юных музыкантов на баяне, домре, балалайке. Программа ранее согласовывалась с преподавателем музыкальной школы. В заключении дети детского сада пели свои любимые песни, показывали хороводы и т.д. В ценности таких концертов сомневаться не приходится.

Крайне важно взаимодействие с семьей на основе опыта «народной педагогики». Только в тесном сотрудничестве с родителями мы можем решить задачи воспитания и развития ребенка.

Взаимодействие с родителями способствовало обогащению развивающей среды группы, музыкального зала по русской народной культуре. Совместно с родителями изготавливались русские народные украшения, шапочки, праздничная одежда и отдельные элементы праздничного убранства; атрибуты для игр, хороводов, плясок, сценок и т.д.

Для выявления семейных традиций был составлен экспресс – опрос родителей «Традиции нашей семьи». Проводились индивидуальные беседы с родителями, другие мероприятия, такие как «Творческая гостиная», родительские собрания, где идеи и опыт народной педагогики являлись предметом обсуждения. Мы же, педагоги детского сада, помогали родителям в овладении народной мудростью, корректировали совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.

Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

создание и развитие семейных традиций, наличие в семье системы правил, норм поведения, общения, деятельности постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка, его увлечениям владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;

постоянное обращение к истокам народной культуры: к народным играм

праздникам и т.д.

Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками способствовали развитию у детей художественного вкуса, создавали возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.

Подводя итог деятельности по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной культуре, следует отметить:

Использование русской народной культуры в развитии музыкальных способностей дошкольников позволило объединить детей, педагогов и родителей единым интересом, творческим поиском.

Использование русского народного творчества в различных видах музыкальной и самостоятельной деятельности создало основу для удовлетворения потребностей каждого ребенка, освоения народного искусства детьми до творчески свободной деятельности.

Показателями художественно-эстетического и музыкального развития личности ребенка выступили:

умение видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться на музыкальные произведения, отражающие тот или иной сюжет, образ

пробуждение интереса детей к русскому фольклору, начальное понимание особенностей и средств выразительности языка народного искусства

освоение выразительных возможностей музыкального материала,

умение ими пользоваться на занятиях музыкой и в свободной творческой деятельности

умение находить новые решения творческих задач, творческое саморазвитие ребенка на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности

Использование в работе с дошкольниками разных видов народного искусства в их взаимосвязи: изобразительного и музыкального – дает положительный эффект в эстетическом воспитании детей. Народное искусство следует включать в самые различные формы работы с детьми: оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Использование специальных заданий, составленных на основе изобразительного и музыкального фольклора, помогают лучше усвоить дошкольникам средства выразительности русского народного искусства.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые нами в музыкальном воспитании дошкольников, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа.

Дети учатся видеть мир глазами разных людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, ценностного отношения, отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам, поможет ребенку найти не только язык со сверстниками, педагогами, родителями, но и представителями будущих культур. Воспитание с дошкольного детства к своим корням, культуре позволит ребенку уважительно относиться к культуре других народов.

Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год