Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников
Фольклор
Автор: Жмурова Маргарита Викторовна   
13.09.2022 16:10

Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольниковРоль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников

Статья по самообразованию

Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, появились 2-3 века тому назад. Легенды и сказки всегда играли важную роль в истории человечества и до сих пор остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Психологические исследования свидетельствуют о том, что находясь в детском саду, ребенок должен быть зрелым как в физиологическом и социальном отношении, так и в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии [1]. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире; находясь в детском саду, ребенок должен овладеть умственными операциями, уметь планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Важными условиями успешного обучения является развитие мелкой моторики руки ребенка, двигательно-зрительной координации, верное звукопроизношение и т.д.

 

Психологическое обеспечение педагогического процесса требует повышения прогнозируемого результата обучения, развития и воспитания при одновременном снижении энергетических и временных затрат как со стороны воспитателя, так и дошкольника. При этом достигается оптимальное психическое напряжение учащихся с разными способностями. Для интеллектуального, речевого и личностного развития дошкольника немаловажное значение имеет устное народное творчество. Следует отметить, что сильнее других средств мышления и речи ребенка развивает сказка. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития личности. Она учит, воспитывает, побуждает к деятельности, предупреждает [2].

Опыт человека, связанный с познанием собственного, внутреннего мира, является основой большого количества метафор, в которых психические процессы и состояния, переживания и идеи могут выражаться через предметы или существа.

Понимание и обитание через метафорическую историю содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет ребенку, подростку и взрослому распознать и обозначить свои переживания и собственные психические процессы, понять их содержание и важность каждого из них. Метафора не только облегчает этот процесс, расширяя границы сознания, но и затрагивает определенные пласты подсознательного. Буквальное содержание метафорической истории воспринимается сознанием, в то же время подсознание отгадывает, расшифровывает скрытое содержание-второго плана, неочевидного содержания.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, используя которые воспитатель имеет возможность решать воспитательные и развивающие задачи образования. Она позволяет сформировать у дошкольника представление о том, что добро всегда побеждает, но не само собой, а путем преодоления определенным героем трудностей [3].

Анализ структуры и содержания сказки можно представить в следующем виде: а) определение тематики сказки; б) анализ личностных черт героев и образов; в) анализ сказочных препятствий, представляемых в процессе повествования; г) выявление способов преодоления трудностей; д) анализ набора этических стандартов, пропагандируемых той или иной сказкой.

Сказочные истории обладают фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные выводы относительно определенной специфической проблемы. Сюжеты сказок разворачиваются подобным образом: герой сталкивается с проблемой и определенным образом преодолевает ее, или терпит поражение. Средство, с помощью которого герой решает собственную проблему, может пригодиться и другому человеку, воспринимающему сказочный сюжет.

Если сказка подается слушателю с целью совета или инструктирования о чем-то, то она превращается в метафору. Как уже отмечалось, метафора – это единица языка, выраженная словом или фразой. Она указывает на признак объекта или действия, перенесенного на другой объект для передачи сходства и аналогии между ними. Метафоры-сказки предполагают наличие главных героев, действующих лиц, драматических событий и определенный вывод.

В контексте понимания сказки, метафора, с одной стороны – это просто история, которая не требует реагирования, а с другой – она стимулирует мышление и ощущения, способствует возникновению идеи для решения проблемы [4].

Развитие метафорических аспектов сознания является составной частью процесса развития воображения. Используя понятие "метафорические аспекты сознания", мы подразумеваем способность отражать действительность путем осмысления предметов и явлений одной категории в терминах предметов и явлений второй категории.

Таким образом, метафора, как и сказка, активизирует психическую деятельность человека, находит определенный отклик в его душе, вызывает переживания. Метафора способствует описанию событий, происходящих с героями сказки, рождает соответствующие эмоции. Метафора вызывает ассоциации, помогает получить новую информацию не только тому, кто рассказывает сказку, но и тем, кто ее слушает. Она реализует вербальную связь между сенсорно-перцептивным и вербальнологическим уровнями отражения действительности.

Выводы. В учебно-воспитательном процессе именно воспитатель, как субъект, профессионал, и одновременно активный участник жизни социума, направляет процесс индивидуализации учащихся путем трансляции и педагогической интерпретации социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей. В этой связи очень важно, чтобы профессионально-личностная направленность самого воспитателя была человекоориентированной. Только в этом случае становится возможным гуманистически ориентированное межличностное взаимодействие в образовательной среде.

Список использованной литературы:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 2000. — 169 с.
  2. Семёнов К.Б. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий, проблемы, поиски решения. — Карачаевск, 2004. — 230 с.
  3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. — М., 1998.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. — СПб., 2008. — 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год