Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников |
Фольклор | |||
Автор: Жмурова Маргарита Викторовна | |||
13.09.2022 16:10 | |||
Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников Статья по самообразованию Первые научные теории, посвященные проблеме волшебных сказок, появились 2-3 века тому назад. Легенды и сказки всегда играли важную роль в истории человечества и до сих пор остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Психологические исследования свидетельствуют о том, что находясь в детском саду, ребенок должен быть зрелым как в физиологическом и социальном отношении, так и в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии [1]. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире; находясь в детском саду, ребенок должен овладеть умственными операциями, уметь планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Важными условиями успешного обучения является развитие мелкой моторики руки ребенка, двигательно-зрительной координации, верное звукопроизношение и т.д.
Психологическое обеспечение педагогического процесса требует повышения прогнозируемого результата обучения, развития и воспитания при одновременном снижении энергетических и временных затрат как со стороны воспитателя, так и дошкольника. При этом достигается оптимальное психическое напряжение учащихся с разными способностями. Для интеллектуального, речевого и личностного развития дошкольника немаловажное значение имеет устное народное творчество. Следует отметить, что сильнее других средств мышления и речи ребенка развивает сказка. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития личности. Она учит, воспитывает, побуждает к деятельности, предупреждает [2]. Опыт человека, связанный с познанием собственного, внутреннего мира, является основой большого количества метафор, в которых психические процессы и состояния, переживания и идеи могут выражаться через предметы или существа. Понимание и обитание через метафорическую историю содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет ребенку, подростку и взрослому распознать и обозначить свои переживания и собственные психические процессы, понять их содержание и важность каждого из них. Метафора не только облегчает этот процесс, расширяя границы сознания, но и затрагивает определенные пласты подсознательного. Буквальное содержание метафорической истории воспринимается сознанием, в то же время подсознание отгадывает, расшифровывает скрытое содержание-второго плана, неочевидного содержания. Сказка относится к такому типу учебных материалов, используя которые воспитатель имеет возможность решать воспитательные и развивающие задачи образования. Она позволяет сформировать у дошкольника представление о том, что добро всегда побеждает, но не само собой, а путем преодоления определенным героем трудностей [3]. Анализ структуры и содержания сказки можно представить в следующем виде: а) определение тематики сказки; б) анализ личностных черт героев и образов; в) анализ сказочных препятствий, представляемых в процессе повествования; г) выявление способов преодоления трудностей; д) анализ набора этических стандартов, пропагандируемых той или иной сказкой. Сказочные истории обладают фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные выводы относительно определенной специфической проблемы. Сюжеты сказок разворачиваются подобным образом: герой сталкивается с проблемой и определенным образом преодолевает ее, или терпит поражение. Средство, с помощью которого герой решает собственную проблему, может пригодиться и другому человеку, воспринимающему сказочный сюжет. Если сказка подается слушателю с целью совета или инструктирования о чем-то, то она превращается в метафору. Как уже отмечалось, метафора – это единица языка, выраженная словом или фразой. Она указывает на признак объекта или действия, перенесенного на другой объект для передачи сходства и аналогии между ними. Метафоры-сказки предполагают наличие главных героев, действующих лиц, драматических событий и определенный вывод. В контексте понимания сказки, метафора, с одной стороны – это просто история, которая не требует реагирования, а с другой – она стимулирует мышление и ощущения, способствует возникновению идеи для решения проблемы [4]. Развитие метафорических аспектов сознания является составной частью процесса развития воображения. Используя понятие "метафорические аспекты сознания", мы подразумеваем способность отражать действительность путем осмысления предметов и явлений одной категории в терминах предметов и явлений второй категории. Таким образом, метафора, как и сказка, активизирует психическую деятельность человека, находит определенный отклик в его душе, вызывает переживания. Метафора способствует описанию событий, происходящих с героями сказки, рождает соответствующие эмоции. Метафора вызывает ассоциации, помогает получить новую информацию не только тому, кто рассказывает сказку, но и тем, кто ее слушает. Она реализует вербальную связь между сенсорно-перцептивным и вербальнологическим уровнями отражения действительности. Выводы. В учебно-воспитательном процессе именно воспитатель, как субъект, профессионал, и одновременно активный участник жизни социума, направляет процесс индивидуализации учащихся путем трансляции и педагогической интерпретации социокультурного опыта и общечеловеческих ценностей. В этой связи очень важно, чтобы профессионально-личностная направленность самого воспитателя была человекоориентированной. Только в этом случае становится возможным гуманистически ориентированное межличностное взаимодействие в образовательной среде. Список использованной литературы:
|