Развлечение в средней группе на тему «В гостях у Кузи»» |
Фольклор | |||
Автор: Шемякина Анна Альбертовна | |||
02.09.2022 14:13 | |||
Развлечение в средней группе на тему «В гостях у Кузи»» Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения. Задачи: Обучающие: продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, ухват, деревянная лопата самовар, кочерга); обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами: (Рогач, садник). закрепить умение играть в русские народные игры;
Воспитывающие: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей; формировать любовь и бережное отношение к предметам старины; воспитывать интерес к истории России. Развивающие: развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Материалы и оборудование: ИКТ, предметы бытового окружения старины. Словарная работа: печь, чугунок, ухват, самовар. Демонстрационный материал: “Русская изба” с предметами быта (печь, чугунок, ухват, самовар, кочерга, деревянная лопата), русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар», «Печка»; хороводов «Золотые ворота»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Колобок», «Каша из топора», Лягушка- царевна», «По щучьему велению», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», Гуси- лебеди», «Сивка- бурка» Форма проведения: подгрупповое. Ход непрерывной образовательной деятельности: Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Заходят в музей «Русская изба». Организационный момент: дети с воспитателем стоят полукругом. Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать! Добрый гость всегда в пору! Для доброго гостя и ворота настежь! Всем ли видно, всем ли слышно? Здравствуйте, дети. К нам сегодня пришли гости, посмотрите, улыбнитесь. Здравствуй, солнышко родное Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, матушка-Земля! Здравствуй, ты и здравствуй, я! Дети читают пословицы: 1. Тимур Ш. Сверху пар, снизу пар - Шипит наш русский самовар Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем Всех в гости приглашаем. 2. Ульяна Б. Ой, ты печка — сударыня Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки Обогрей, освети, Полечи и спаси, В дом богатство неси! 3. Вика С. Не красна изба углами, а красна пирогами. 4. Максим Л. Дом невелик, да лежать не велит. 5. Леня Ш. Не дом хозяина крастит, а хозяин-дом. 6. Даниил С. Дома и стены помогают. Ребята, вы отправляетесь в гости, закройте глаза (Звучит музыка). 1. Слайд. Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Воспитатель. Что считалось самым главным в избе и необходимым для проживания? Послушайте, да отгадайте мою загадку: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает». (Печь.) - Ребята, а какие вы знаете пословицы о печи. Давайте их проговорим: «Когда в печи жарко – тогда и варко». «Русская печь- царица дома». «Дом без печки-нежилой дом». В избе печь всегда считалась важным, главным местом. Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Русская печка должна быть большой и долго хранить тепло. Чтобы обеспечить равномерное отопление всего дома, печь обычно располагалась в его центре, а труба выходила наружу из центра крыши. Русская печь выполняла много задач. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья. В ней хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша в печи кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются. В деревенских семьях хлеб на всю семью хозяйка сама пекла, а для малых детишек – сдобные калачи, блины да пироги разные. - Как вы думаете, чем топили русскую печь? (Дровами) -Самые лучшие дрова были из березы. Они долго грели и больше давали тепла. Если натопить печку, в доме будет тепло. Если погреться на печи, проходит простуда, перестает болеть спина. В давние времена, в деревнях не было докторов, люди лечили себя сами народными средствами. Они сушили на печке разные лекарственные травы и коренья. Воспитатель. Ребята, вы слышите, кажется, кто-то шумит за печкой? (Достает домовенка Кузю) Да это же домовенок, хранитель нашей избы. Давайте с ним поздороваемся. Дети здороваются с домовенком. Воспитатель: Дети, раньше не было на Руси в деревнях ни света, ни телевизора, ни компьютера, и чтобы жилось не скучно, народ сочинял сказки, которые так и назывались русские народные сказки. В русских народных сказках тоже не обходится без печки. А вы знаете такие сказки? Дети. Да. Воспитатель: Ребята, а Кузя приготовил для вас задание, давайте попробуем их разгадать. Кузя вам покажет картинки с изображением сюжета из сказки, если вы отгадаете правильно, то появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. Слайд. 13. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( «Колобок»). Воспитатель: Молодцы, угадываем следующую сказку… Слайд 14. «Поев каши, старуха спросила у солдата, когда же они будут есть топор? Солдат ответил, что топор не доварился, и он его позже доварит» ( «Каша из топора»). Слайд 15. «Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом» (Волк и семеро козлят). Слайд 16: «Поехал царевич домой, нашёл там лягушачью кожу, да сжёг её в печи» ( «Царевна — лягушка») Слайд 17. «33 года ты лежал на печи, всё накапливал силушку сильную. Теперь суждено тебе своими подвигами богатырскими прославить землю родную…». ( «Илья Муромец»). Слайд 18. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» ( «По щучьему велению») Слайд 19. «Посадила братца на травке под окошко, а сама заигралась с подруженьками и совсем забыла про братца» ( «Гуси-лебеди»). Слайд 20. «Испугался он, с лавки соскочил, ложку на пол уронил да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда…» ( «Жихарка»). Слайд 21. «Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.» ( «Маша и медведь») Слайд 22. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» ( «Заюшкина избушка») Слайд 23. «В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет» (Сивка- Бурка») Воспитатель: Молодцы, сказки все отгадали. Засиделись мы с вами, пришла пора и нам сделать разминку: «Веселая зарядка» Ча, ча, ча 3 хлопка в ладоши Печка очень горяча 4 прыжка на двух ногах Чи, чи, чи 3 хлопка над головой Печёт печка калачи 4 приседания) Чу, чу, чу 3 хлопка за спиной Будет всем по калачу 4 прыжка на месте Чо, чо, чо 3 хлопка перед собой Осторожно, горячо ходьба на месте Воспитатель: Давайте сядем на свои места и продолжим наш разговор. Ребята для вас Кузя приготовил следующие задания. Отгадайте загадки: «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает». (Печь.) Воспитатель. Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего обязательно ставили печь? Для чего она нужна была? Дети. В ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, топили избу, грели воду, спали на ней. Воспитатель. Как раньше называли печь? Дети: Кормилица, поилица, Матушка. Воспитатель. Молодцы ребята! Ну что, а сейчас послушайте вторую загадку. Он как круглая кастрюля Он чумазый, не чистюля Где там, в печке уголёк Кашу сварит… Дети. Чугунок. Воспитатель. Молодцы. Как вы думаете, для чего нужен чугунок? Дети. В чугунке варили кашу, щи. Воспитатель. А у нас третья загадка от домовенка Кузи. Из русской печи Кашу тащи. Чугунок очень рад, Что его схватил… Дети. Ухват. Воспитатель. Какие вы умные! Для чего нужен был ухват? Дети. Чтобы достать из печи чугунок и не обжечь руки. -Ребята посмотрите, что у меня в руке?
кочерга — для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи; Воспитатель. Молодцы! Слушайте последнюю загадку. Выпускает жаркий пар Древний чайник… Дети. Самовар. Воспитатель. Правильно. Любили русские люди почаёвничать, то есть чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками. Самовар – символ добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель. А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить: «Золотые ворота» (Звучит музыка) Воспитатель. Молодцы ребята, справились с заданиями. Понравилось вам у Кузи в избе? Дети. Да. Воспитатель. Что больше всего запомнилось? Ребята, Кузя очень рад, что мы пришли к нему в гости. И на память о нашей встрече он нам дарит подарки. (Достает разнос с готовыми калачами). Нам тоже, Кузя, очень приятно было побывать в твоей избе, и мы обязательно навестим тебя еще. Ребята нам пора возвращаться обратно в садик. Закройте глазки. А сейчас мы пойдем в группу пить чай с калачами. Как тепло и уютно стало у нас.
|