Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Подвижные игры и праздники народов Крайнего Севера как форма воспитания личности дошкольника и его физического развития»
Фольклор
Автор: Хныжова Алма Мейрамовна   
14.08.2022 07:53

Проект «Подвижные игры и праздники народов Крайнего Севера как форма воспитания личности дошкольника и его физического развития»Проект «Подвижные игры и праздники народов Крайнего Севера как форма воспитания личности дошкольника и его физического развития»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 71 «Антошка», г. Норильск, Красноярский край

Актуальность:

Город Норильск входит в пятёрку самых ветреных населённых пунктов планеты. Учитывая наши региональные особенности Крайнего Севера, большая часть зимнего периода дети находятся в помещении ДОУ, не имея возможности гулять на свежем воздухе, можно сказать, что регулярная двигательная активность повышает способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивает общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода, организм обогащается кислородом.

В нашем учреждении ведется большая работа над проектной деятельностью по развитию двигательной активности дошкольников, важной частью, которой является подвижные игры народов нашего края.

 

Скачать проект

Подвижные игры народов Севера не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. До наших дней дошло множество игр народов севера, передаваемых из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных жителей.

Проблема: Подвижные игры детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. Игровая культура народов севера, когда то была из самых богатых в мире. Для её сохранения нам – взрослым, педагогам необходимо поддерживать значимость в жизни, воспитании личности дошкольника и в его физическом развитии.

Новизна данного проекта направлена на сохранение семейных национальных традиций, как возможности укрепления и сохранения этнических ценностей, влияющих на микроклимат семьи, а также ознакомление и показа красоты семей коренных малочисленных народов Севера, через знакомства народных праздников, игр. Практика доказывает, что современные дети с удовольствием играют в народные игры.

Цель: углубление знаний, традиций, культуры, быта народов Севера, через знакомства красивых традиционных народных праздников, игр.

Задачи:

  • Формировать чувства сопричастности и духовно — нравственного отношения к культурному наследию своего народа.
  • Развивать физические качества (быстроту, выносливость, ловкость, меткость).
  • Формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм народов России.
  • Формировать представления о разнообразии народных игр, желание использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
  • Развивать творческие способности детей к различным видам деятельности, стремление больше узнать о родном крае.
  • Способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости за Родину, приобщать к истокам народной культуры.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • дети познакомятся с играми народов севера;
  • укрепятся взаимоотношения детей и родителей;
  • у детей будут более развиты физические качества, такие как, выносливость ловкость, меткость;
  • обогатится словарный запас детей;
  • дети познакомятся с бытом народов.

Для педагогов:

  • углубленно изучат данную тему,
  • разработают и оформят материал для проекта.

Для родителей:

  • примут активное участие в реализации целей и задач проекта;
  • повысится педагогическая компетенция родителей в вопросе воспитания, физического развития детей и интереса родителей к жизни ребенка в дошкольном учреждении;
  • укрепятся детско-родительские отношения в совместной деятельности.

Вид проекта: групповой, игровой, творческий, информационный.

Срок реализации: долгосрочный, постоянный.

Участники проекта: воспитатели, специалисты ДОУ, родители, воспитанники.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

Изучение методической литературы, интернет ресурсов;

Разработка проектного задания:

  • Определить методы и приемы работы с детьми;
  • Создание проекта.

2 этап – проектный:

Организация прогулок, занятий, игр, бесед;

Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине;

Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания;

Знакомство с литературными произведениями;

Использование игр;

Проведение мероприятий.

3 этап – заключительный:

  • Создание картотеки подвижных игр народов севера;
  • Изготовление атрибутов к играм.
  • Экскурсия в музей г. Норильска – «Жизнь и быт народов Севера» — сентябрь-октябрь;
  • Праздник «Большой Аргиш» — ноябрь;
  • Праздник «Дружба народов» — ноябрь;
  • Спортивное развлечение «Шаман и Метель» — декабрь;
  • Праздник «Хэйро» — январь;
  • Развлечение с участием родителей «Учимся играть в игры бабушек и мам» — январь;
  • Экскурсия в музей г. Норильска – «Хэйро» — январь – февраль;
  • Спортивное развлечение «В гости к Северку» — февраль;
  • Квест – игра: «Легенды Севера» — март;
  • Экскурсия в музей г. Норильска – «Растительный и животный мир Таймыра» — март – апрель;
  • Праздник «День оленевода» — апрель;
  • Клубный час «Родной Таймыр» — май;
  • Музыкально-спортивный праздник: «Путешествие по Енисею» — июнь;
  • Спортивный праздник: «Соревнования команд ДОУ «Самый сильный, ловкий, умелый» — июль;
  • Праздник «День дружбы» — август.

Совместная деятельность с детьми:

Знакомство с литературой/ просмотр видеоматериала:

  • Чтение ненецких сказок: «Как медведь хвост потерял», «Глупый лось», «Как ворон лису перехитрил», «Куропатка», «Почему совы не видят солнечного света», «Старик Хэнгоре»; «Заяц и медведь» (хантыйская сказка), «Глаза и Уши», «Как собака хозяина себе нашла»; «Сказки Севера», «Сказки Таймыра», «Сказки народов севера», «Сказка о солнце», «Два охотника».
  • «Легенды и сказки полярной ночи».
  • Легенда «Почему лебеди белые».
  • Чтение стихотворений о животных и птицах Севера.
  • Загадывание загадок о животном и растительном мире Таймыра.
  • Просмотр фильмов из цикла документальных фильмов «Ненцы. Уроки предков», «Долганы», «Нганасаны», «Эвенки и энцы».
  • Просмотр мультфильма «Сказки народов Таймыра».
  • Просмотр фильма «Птица легенда».

Тематические беседы:

  • «Таймыр», «Коренные жители Таймыра», «Обычаи, традиции и праздники», «Что такое малая Родина?», «Край родной», «Дружат дети всей земли», «Спорт, здоровье!».
  • Рассматривание подборки фотографий из газет на тему «Наш Таймыр»;
  • Рассматривание фотоальбома «Дудинка».

Продуктивная творческая деятельность:

  • Рисование: «В гости к Северку», «Хэйро», «Наши друзья – олени»;
  • Лепка: «Ненецкая девочка», «Маленький оленевод», «Стойбище оленеводов»;
  • Аппликация: «Северный орнамент», «Шубка для Огдо», «Чум»;
  • Изготовление тряпичных кукол.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Оленеводы»,
  • «Магазин одежды»,
  • «Путешественники Таймыра».

Дидактические игры:

  • «Что для чего нужно?»,
  • «Времена года»,
  • «Кому что нужно?».
  • «4 лишний»,
  • «Лото»,
  • «Шнуровка»,
  • «Разрезные картинки».

Участие в конкурсах социокультурных учреждений, ДОУ г. Норильска:

  • Участие в конкурсе Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра».
  • Участие в конкурсно-игровой викторине интеллектуальных норильчат «КИВИН» между ДОУ г. Норильска.

Целевые прогулки, экскурсии:

  • Экскурсия в музей г. Норильска – «Жизнь и быт народов Севера»,
  • Экскурсия в музей г. Норильска – «Хэйро»,
  • Экскурсия в музей г. Норильска – «Растительный и животный мир Таймыра».

Перспективы на будущее: в перспективах на будущее – составление программы дополнительной кружковой деятельности «Кладовая Таймыра».

Педагогический коллектив не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов в физическом и духовном воспитании дошкольников продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Надеемся, что проект позволит наметить пути совершенствования методов и приемов в системе формирования познавательных, художественных, социальных, коммуникативных и трудовых навыков у дошкольников, а также перспективы развития ДОУ.

Вывод:

Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества. Физическое и духовное воспитание дошкольников стоят на первом месте.

Благодаря разработке и внедрению картотеки подвижных игр народов Севера у дошкольников расширились представления и знания о культуре коренных жителей Таймыра.

Мы проанализировали результаты работы над проектом и пришли к выводу, что дети научились использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, ребята действуют согласно их правилам, знают названия игр. В ходе проекта ребята научились отличать народные подвижные игры от других игр, связывать их с народными календарными праздниками. А также двигательная активность воспитанников стала более развитой, сформировались такие физические качества, как выносливость, ловкость, меткость.

Список используемой литературы:

  1. Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. “Игры и состязания и самобытные физические упражнения народов Севера”.
  2. А.В. “Детские подвижные игры народов СССР Кенеман ” М.: Просвещение. 1989 г.
  3. Фольклор ненцев: В записях 1911, 1937, 1946, 1953, 1965–1987 годов / Сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. — Новосибирск: Наука, 2001. — 504c. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т23). p>
  4. Фольклор эвенов Березовки. Образцы шедевров. / Департамент по делам народов и федератив. отношениям РС (Я), Ин-т проблем малочисл. народов Севера СО РАН; отв. ред. Е.К. Тарабукина; сост. В.А. Роббек- Якутск, 2005. — 362 с. + цв. вклейка. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 7).
  5. Министерство культуры Красноярского края Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Таймырский Дом народного творчества» «Традиционные игры нганасан» — Автор-составитель: Светлана Кудрякова. Тексты редактировали: Нина Кудрякова и Валентина Заварзина. Дудинка, 2016.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год