Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»
«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла».
Д. С. Лихачёв
В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, народным ремёслам.
В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.
По конституции, Россия является многонациональной страной. На её территории проживают более 190 народов. У них своя культура, обычаи, традиции.
Поэтому, решение Президента Российской Федерации В.В. Путина объявить 2022 год – годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремёсел и искусств народов России.
Популяризация народной культуры, народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.
В связи с этим, в детском саду № 11 «Снегирёк» разработан проект «Этнокультурное развитие детей посредством народного творчества».
Целью данного проекта является этнокультурное образование детей дошкольного возраста как основа духовно-нравственного развития и воспитания граждан России.
Вид проекта: познавательно – творческий.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети 4–5 лет, родители, педагоги.
Срок реализации проекта: май 2022 г.
Постановка проблемы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стал, прежде всего, познанием человека и Отечества. Их красоты и величия». В.А. Сухомлинский
Ранний возраст – тот период, когда ребёнок познаёт мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности. Одну из важных ролей в становлении нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС дошкольного образования берёт во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.
Именно в фольклоре сохраняются национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки, очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчёркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно – нравственному развитию.
Данный проект необходим для повышения уровня этнокультурного развития у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- прививать уважение к традициям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
- познакомить детей с народным декоративно — прикладным искусством;
- способствовать развитию интереса к народному творчеству (фольклору);
- пробуждать чувство сопричастности к народному наследию;
- создавать условия для активации творческого мышления детей;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать вспоминать содержание сказок, потешек, прибауток, песенок, передавать впечатления;
- воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине;
- обогащать опыт сотрудничества родителей с детьми.
I этап – подготовительный:
- выбор темы и составление проекта;
- определение цели и задач проекта;
- анкетирование родителей по теме проекта: «Роль семьи в этнокультурном воспитании». Сбор информации, подготовка методической, художественной литературы по теме проекта;
- составление перспективного плана проектной деятельности.
II этап – основной:
№
|
Блоки
|
Содержание
|
Взаимодействие с детьм
|
Взаимодействие с родителями
|
Продукт деятельности
|
I неделя
|
I
|
Формирование целостной картины мира
|
«Наша Родина –Россия». Уточнить знания о природе России, предметах русского декоративно-прикладного искусства, народных сказках и потешках.
Вызвать чувство восхищения талантами русского народа.
Воспитывать любовь к своей Родине.
|
- Беседа «Мы живём в России».
- П. Воронько
«Лучше нет родного края»
(чтение).
|
Консультация
«Как приобщить ребёнка к русской культуре»
|
Презентация «Мы живём в России»
|
II
|
«Кладовая детского фольклора»
|
Обобщить знания детей о малых жанрах детского фольклора – песенках, потешках, прибаутках, закличках, скороговорках. загадках, считалках.
|
Чтение и разучивание:
- загадки о временах года;
-заклички:
«Солнышко-вёдрышко», «Иди, весна, иди красна.»;
-считалки: «За морями, за горами»…», «Бегал зайка по дороге».
|
Чтение с детьми произведений устного народного творчества (малые фольклорные жанры).
|
Выставка книг в групповой детской библиотеке.
|
III
|
«Народные игры и забавы»
|
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры.
|
Русская народная хороводная игра «Чурилки» или «Бубенцы»;
Русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно».
|
|
|
IV
|
«В гостях у сказки»
|
Расширить знания детей о русских народных сказках.
Учиться рассказывать сказки детям младшего возраста.
|
Рассказывание сказок детьми.
Мои первые русские народные сказки сказки: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».
Чтение сказок:
«Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
Выставка книг «Мои первые сказки».
|
Театрализация «Теремок», «Репка».
Магнитный театр «Курочка Ряба».
|
V
|
«Чудеса народных промыслов»
|
Сформировать представления детей о дымковской игрушке.
|
Рисование «Игрушка для сестрёнки и братишки»; лепка «Лошадка».
|
Рекомендация для родителей
«Знакомство с русской народной игрушкой»
|
Выставка рисунков детей «Чудеса народных промыслов»; игрушка из пластилина «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»
|
|
II неделя
|
I
|
Формирование целостной
картины мира
|
«Многонациональная страна – Россия».
Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
|
- Беседа «Национальные костюмы народов России».
- Просмотр альбома «Русский национальный костюм».
- Пазлы «Народы России»
|
|
|
II
|
«Кладовая детского фольклора»
|
Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.
|
Прибаутки: «Коза-хлопота», «Ах ты совушка-сова»;
Потешки: «Барашеньки-крутороженьки», «Гуси вы, гуси.»;
Песенки: «Как на тоненький ледок…», «Жили у бабуси…».
|
|
Инсценировка песенок: «Жили у бабуси…»,
«Как на тоненький ледок.».
|
III
|
«Народные игры и забавы»
|
Знакомство детей с играми народов, проживающих в России.
|
Татарская народная игра «Продаём горшки»; украинская народная игра малой подвижности «Скрытый звоночек».
|
|
|
IV
|
«В гостях у сказки»
|
Познакомить детей со сказками народов России.
|
Якутская народная сказка «Непослушный медвежонок»; чтение украинской народной сказки Рукавичка»
|
Выставка рисунков» «Моя любимая сказка» по теме «Русские народные сказки»
|
Занятие по ФЭМП «Стоит в поле теремок».
Настольный театр «Колобок»
|
V
|
«Чудеса народных промыслов»
|
Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декортивно-прикладного искусства.
|
Лепка из солёного теста игрушки-свистульки.
|
|
Мини-музей «Филимоновская игрушка -свистулька»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IIIэтап – заключительный, обобщающий:
- Обобщение, анализ результатов работы по проекту «Возращение к истокам».
- Формулировка выводов и составление рекомендаций для родителей по реализации проекта.
- Распространение передового опыта по теме проекта.
- 4.Организация выставок книг: «Страна детского фольклора»»; «Сказки народов России»; «Мои первые сказки».
- Выставка поделок из пластилина, солёного теста и рисунков «Чудеса народных промыслов»; «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»; Мини - музей «Филимоновская игрушка-свистулька».
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка» по теме «Русские народные сказки» (Совместная работа детей и родителей).
Результаты проекта
Проект позволил детям углубить и уточнить знания о Родине – России. Дошкольники познакомились с народным декоративно – прикладным искусством. Ребята расширили свои знания о малых жанрах детского фольклора, русских народных сказках, играх. У детей сформировалось представление о творчестве народов России.
Проектная деятельность стимулирует развитие творческого мышления, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать вспоминать содержание сказок, потешек, прибауток, песенок, передавать впечатления.
У детей 4-5 лет пробудилось чувство сопричастности к народному наследию, патриотические чувство: любовь к Родине.
У родителей сформировался стойкий интерес к этнокультурному развитию детей. Активно участвовали в проведении выставок книг, рисунков совместно с детьми.
Польшина Валентина Ивановна,
воспитатель МКДОУ д/с № 11 «Снегирёк»
|