Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»
Фольклор
Автор: Польшина Валентина Ивановна   
17.05.2022 21:12

Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла».

Д. С. Лихачёв

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, народным ремёслам.

В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.

 

По конституции, Россия является многонациональной страной. На её территории проживают более 190 народов. У них своя культура, обычаи, традиции.

Поэтому, решение Президента Российской Федерации В.В. Путина объявить 2022 год – годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремёсел и искусств народов России.

Популяризация народной культуры, народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

В связи с этим, в детском саду № 11 «Снегирёк» разработан проект «Этнокультурное развитие детей посредством народного творчества».

Целью данного проекта является этнокультурное образование детей дошкольного возраста как основа духовно-нравственного развития и воспитания граждан России.

Вид проекта: познавательно – творческий.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети 4–5 лет, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: май 2022 г.

Постановка проблемы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стал, прежде всего, познанием человека и Отечества. Их красоты и величия». В.А. Сухомлинский

Ранний возраст – тот период, когда ребёнок познаёт мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности. Одну из важных ролей в становлении нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС дошкольного образования берёт во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.

Именно в фольклоре сохраняются национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки, очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчёркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно – нравственному развитию.

Данный проект необходим для повышения уровня этнокультурного развития у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • углублять и уточнять представления о Родине — России;
  • прививать уважение к традициям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
  • познакомить детей с народным декоративно — прикладным искусством;
  • способствовать развитию интереса к народному творчеству (фольклору);
  • пробуждать чувство сопричастности к народному наследию;
  • создавать условия для активации творческого мышления детей;
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать вспоминать содержание сказок, потешек, прибауток, песенок, передавать впечатления;
  • воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине;
  • обогащать опыт сотрудничества родителей с детьми.

I этап – подготовительный:

  • выбор темы и составление проекта;
  • определение цели и задач проекта;
  • анкетирование родителей по теме проекта: «Роль семьи в этнокультурном воспитании». Сбор информации, подготовка методической, художественной литературы по теме проекта;
  • составление перспективного плана проектной деятельности.

II этап – основной:

Блоки

Содержание

Взаимодействие с детьм

Взаимодействие с родителями

Продукт деятельности

I неделя

I

Формирование целостной картины мира

«Наша Родина –Россия».                     Уточнить знания о природе России, предметах русского декоративно-прикладного искусства, народных сказках и потешках.

Вызвать чувство восхищения талантами русского народа.

Воспитывать любовь к своей Родине.

- Беседа «Мы живём в России».

- П. Воронько

«Лучше нет родного края»

(чтение).

Консультация

«Как приобщить ребёнка к русской культуре»

Презентация «Мы живём в России»

II

«Кладовая детского фольклора»

Обобщить знания детей о малых жанрах детского фольклора ­– песенках, потешках, прибаутках, закличках, скороговорках. загадках, считалках.

Чтение и разучивание:

- загадки о временах года;

-заклички:

«Солнышко-вёдрышко», «Иди, весна, иди красна.»;

-считалки: «За морями, за горами»…», «Бегал зайка по дороге».

Чтение с детьми произведений устного народного творчества         (малые фольклорные жанры).

Выставка книг в групповой детской библиотеке.

III

«Народные игры и забавы»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры.

Русская народная хороводная игра «Чурилки» или «Бубенцы»;

Русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно».

   

IV

«В гостях у сказки»

Расширить знания детей о русских народных сказках.

Учиться рассказывать сказки детям младшего возраста.

Рассказывание сказок детьми.

Мои первые русские народные сказки сказки: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

Чтение сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Выставка книг «Мои первые сказки».

Театрализация «Теремок», «Репка».

Магнитный театр «Курочка Ряба».

V

«Чудеса народных промыслов»

Сформировать представления детей о дымковской игрушке.

Рисование «Игрушка для сестрёнки и братишки»; лепка «Лошадка».

Рекомендация для родителей

«Знакомство с русской народной игрушкой»

Выставка рисунков детей «Чудеса народных промыслов»; игрушка из пластилина «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»

 

II неделя

I

Формирование целостной

картины мира

«Многонациональная страна – Россия».

Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

- Беседа «Национальные костюмы народов России».

- Просмотр альбома «Русский национальный костюм».

- Пазлы «Народы России»

   

II

«Кладовая детского фольклора»

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Прибаутки: «Коза-хлопота», «Ах ты совушка-сова»;

Потешки: «Барашеньки-крутороженьки», «Гуси вы, гуси.»;

Песенки: «Как на тоненький ледок…», «Жили у бабуси…».

 

Инсценировка песенок: «Жили у бабуси…»,

«Как на тоненький ледок.».

III

«Народные игры и забавы»

Знакомство детей с играми народов, проживающих в России.

Татарская народная игра «Продаём горшки»; украинская народная игра малой подвижности «Скрытый звоночек».

   

IV

«В гостях у сказки»

Познакомить детей со сказками народов России.

Якутская народная сказка «Непослушный медвежонок»; чтение украинской народной сказки Рукавичка»

Выставка рисунков» «Моя любимая сказка» по теме «Русские народные сказки»

Занятие по ФЭМП «Стоит в поле теремок».

Настольный театр «Колобок»

V

«Чудеса народных промыслов»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декортивно-прикладного искусства.

Лепка из солёного теста игрушки-свистульки.

 

Мини-музей «Филимоновская игрушка -свистулька»

                   

IIIэтап – заключительный, обобщающий:

  1. Обобщение, анализ результатов работы по проекту «Возращение к истокам».
  2. Формулировка выводов и составление рекомендаций для родителей по реализации проекта.
  3. Распространение передового опыта по теме проекта.
  4. 4.Организация выставок книг: «Страна детского фольклора»»; «Сказки народов России»; «Мои первые сказки».
  5. Выставка поделок из пластилина, солёного теста и рисунков «Чудеса народных промыслов»; «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»; Мини - музей «Филимоновская игрушка-свистулька».
  6. Выставка рисунков «Моя любимая сказка» по теме «Русские народные сказки» (Совместная работа детей и родителей).

Результаты проекта

Проект позволил детям углубить и уточнить знания о Родине – России. Дошкольники познакомились с народным декоративно – прикладным искусством. Ребята расширили свои   знания о малых жанрах детского фольклора, русских народных сказках, играх. У детей сформировалось представление о творчестве народов России.

Проектная деятельность стимулирует развитие творческого мышления, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать вспоминать содержание сказок, потешек, прибауток, песенок, передавать впечатления.

       У детей 4-5 лет пробудилось чувство сопричастности к народному наследию, патриотические чувство: любовь к Родине.

У родителей сформировался стойкий интерес к этнокультурному развитию детей. Активно участвовали в проведении выставок книг, рисунков совместно с детьми.

Польшина Валентина Ивановна,

воспитатель МКДОУ д/с № 11 «Снегирёк»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год