Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Фольклор
Автор: Свойкина Алеся Владимировна   
10.05.2022 08:50

Использование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возрастаИспользование сказкотерапии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Сказка — это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает глубокие философские проблемы на уровне, доступном для детского восприятия и понимания. Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены многими психологами и используются для благоприятного и лечебного воздействия на детское сознание.

Люди разных возрастов любят сказки и притчи. И это неудивительно. Ведь в сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть трудности и невзгоды, сделать свою жизнь полноценной.

Использование сказок берет свое начало из глубины веков — той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки, являлись своеобразным инструментом обучения, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус.

 

Сегодня в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказка, притчах, историях и мифах, люди тянутся интуитивно.

Сказка – это не только сфера чудес, нежный мир грез и фантазий, но еще и верный друг, и мудрый воспитатель.

Что же такое сказкотерапия и как она работает? Сказкотерапия ( «лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.

Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность.

Виды сказок в сказкотерапии:

  • Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».
  • Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
  • Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
  • Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
  • Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Сказкотерапия как направление привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» детьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития).

Условия работы сказкотерапии:

  • при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства
  • во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами
  • нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
  • Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Формы работы со сказками:

  • Чтение литературы
  • Театрализованные игры
  • Показы воспитателем сказок с использованием разного вида театров
  • Bидео просмотры театральных спектаклей для детей
  • Индивидуальные творческие задания
  • Ситуации общения
  • Игровые упражнения на умение высказываться
  • Театрализации (подготовка этюдов и мини-сказок, спектаклей, с дальнейшим показом зрителям)
  • Сочинение сказок, придумывание историй для постановок
  • Изготовление атрибутов и пособий к спектаклям
  • Оформление альбомов по сказкам
  • Фото и видеоотчёты о прошедших представлениях
  • Творческие выставки рисунков по сказкам
  • Составление сборников авторских сказок воспитателей и воспитанников
  • Периодические выставки авторских сказок известных авторов

С помощью сказкотерапии, дети научатся понимать смысл сказок, отличать добро от зла, станут менее застенчивы, не будут бояться выбирать в игре любую роль. Детям будет интересно в детском саду, они с удовольствием будут принимать участие в мероприятиях, станут внимательно слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием разыгрывать знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, придумывать новые, свои сказки. Не заставит себя ждать и огромная благодарность от заинтересованных родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие — СПб.: ООО «Речь», 2000.
  3. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
  4. Лебедев Ю.А Сказка как источник творчества детей. — М.: Владос, 2011.
  5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002.
  6. Стишенок, И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем/И. В. Стишенок. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020. -144с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год