Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей дошкольного возраста к быту и традициям северных поморов, посредством обогащения развивающей среды ДОУ (создание музея поморского быта).
Фольклор
Автор: Малая О.Е., Сироежко А.В,   
22.12.2021 11:59

Приобщение детей дошкольного возраста к быту и традициям северных поморов, посредством обогащения развивающей среды ДОУ (создание музея поморского быта).Приобщение детей дошкольного возраста к быту и традициям северных поморов, посредством обогащения развивающей среды ДОУ (создание музея поморского быта).

Малая О.Е., заместитель заведующей, Сироежко А.В, Воспитатель. МБДОУ г. Мурманска №58

В наш век компьютерных технологий очень важно приобщение маленького человека к традициям русской культуры.

Ребенок – это огромный, хрупкий мир мыслей, впечатлений и открытий. Задача педагога – помочь ребенку, создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Самое важное и ценное в человеке это его моральные и душевные ценности, то что управляет его поступками – доброе сердце и добрые чувства.

 

Скачать конспект

В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края. Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и культуре, национальных традициях родной земли.

Существует бесспорная истина: чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо прежде всего знать свою. П.П. Блонский, русский и советский философ, педагог и психолог, указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание». Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. И поэтому, тема по приобщению воспитанников к быту и традициям поморов очень актуальна в наши дни.

Русский Север издавна славился ремеслами. Многие виды народного творчества здесь достигли совершенства: это и плотницкое искусство мастеров – храмосоздателей, кузнецкое дело, резьба и роспись по дереву; женские виды ремесел – вышивка и ткачество, шитье жемчугом и золотом, кружевоплетение. Все, чем бы не занимались жители северных окраин в своем нелегком быту, хранит отпечаток таланта, душевного здоровья и тепла.

Наш Кольский край является уникальным хранилищем древнерусской культуры и традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать подрастающему поколению. Поэтому одним из важных аспектов работы с детьми по социальному развитию является формирование целостного представления о народной культуре Поморского Севера и воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.

С целью приобщения к быту и традициям русского народа и северных поморов детей среднего и старшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи:

  • обогащать развивающую среду детского сада, с опорой на краеведческий материал;
  • формировать у детей интерес к поморскому быту и традициям поморского народа, желание глубже узнать культуру северных поморов;
  • формировать и обогащать представления детей о родном крае, о родной природе посредствам организации совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
  • воспитывать любовь к Родине и родному краю, его истории.

Для эффективной реализации поставленных задач были созданы необходимые условия:

  • подобрана литература по краеведению;
  • оформление соответствующей предметно-развивающей среды: создан музей поморского быта; подобраны дидактические игры «Собери картинку», «Узнай по описанию», «Найди пару», «Раньше и сейчас» и т.д.;
  • создана аудио- и видиотека с материалами, отражающими поморский быт и культуру;
  • организовано взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя с родителями.

Реализации задач по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре поморов осуществляется в процессе образовательной деятельности:

  1. Воспитанникам дается представление о родном крае; формируется интерес к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, культурных ценностях, традициях. Через интерес, позитив происходит воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. Также в воспитательной работе используются все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Очень важны регулярные проведения народных праздников: осенние посиделки, масленица, зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические ценности.
  2. Мероприятия, проводимые в детском саду с целью познакомить детей с северным фольклором, ведь фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств: сказками, пословицами, потешками, северными народными песнями, хороводными плясками, а так же играми.
  3. Занятия, направленные на то чтобы дать детям представление о постройках наших предков: дом, амбар, мельница, баня; расширять знания об устройстве поморской избы; пробуждать интерес к поморскому национальному костюму; знакомить детей с предметами поморского быта, народно-прикладного искусства, ремёслами, отразившими свою особую доброжелательность и суровые условия жизни в изготовлении козуль — поморского оберега, выполненного из соленого теста; знакомство с техникой традиционной вышивки и росписи деталей поморской одежды, изготовление тряпичных кукол- оберегов, значением используемой при росписи цветовой гаммой.
  4. Знакомство дошкольников с жизнью и творчеством знаменитых поморов (М. В. Ломоносов, Семен Дежнев, Степан Пилохов, Федор Абрамов). В план образовательной деятельности выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные детьми, закрепляются в различных формах работы вне образовательной деятельности. В течение всего года целесообразно возвращаться к тем темам, которые с детьми были изучены ранее.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды краеведческого содержания. В ДОУ силами педагога Сироежко А.В., музыкального руководителя Миняйло В.П., детей и родителей создан музей поморского быта и разработан цикл занятий для дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста. Два раза в месяц воспитанники приходят в музей на занятия где их знакомят с традициями, бытом, творчеством коренного народа.

Одна из экспозиций музея называется «Времена года».

В ней отражен быт поморов, национальные костюмы, промыслы поморского народа. В музее представлен макет интерьера поморской избы.

Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Перед тем как посетить музей, осуществляется подготовка детей к восприятию намеченной темы, проводятся беседы, задаются вопросы для активизации опыта ребёнка. Детей знакомят с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними.

На одном из интерактивных занятий в музее дети познакомились с северной прялкой, ее составными частями, с работой на прялке. Ведь прялка — это не только произведение искусства, но и орудие труда.

На занятиях «Знакомство с мезенской росписью», дети познакомились с историей мезенской росписи, символикой, изделиями народных умельцев. На практических занятиях детям предлагалось нарисовать элементы мезенской росписи по образцу, потом по памяти. Дети с большим интересом расписывали прялицу, им очень хотелось увидеть конечный результат.

Северные пряники – козули, малая толика умения, но убедительно характеризующая быт северян. В декабре 2019 года проводилось занятие совместно с родителями по изготовлению козули из соленого теста. Перед воспитанниками и их родителями ставились задачи по изучению истории и технологии изготовления обрядового печенья поморов – козули; воспитанию уважения к истории и традициям своей малой Родины. С большим интересом и удовольствием дети вместе со своими родителями лепили поморские козули, проявляя при этом фантазию, творчество и выдумку.

Следующим занятием с воспитанниками было занятие по росписи плоскостной деревянной матрешки. Дети познакомились с особенностями деревянной матрешки, характерными элементами росписи косынки и сарафана. После этого самостоятельно расписали плоскостные фигурки.

Заключительным занятием в текущем году было занятие по изготовлению кукол. Делая кукол своими руками, дети знакомятся с народным мировоззрением, учатся рукоделию и развивают новые движения, учатся творить, им открывается мудрый мир наших предков. Образы, которые несут в себе куклы остаются в памяти ребенка. Традиция входит в жизнь каждого, сохраняя самобытную народную культуру. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Расписывая колокольчики и пасхальные яйца, дети окунулись в атмосферу подготовки к русским христианским праздникам «Вербное воскресение» и «Светлая Пасха», получили море положительных эмоций.

Подводя итоги работы, мы имеем следующие результаты:

  • создание развивающей среды, формирующей личность ребенка и позволяющей раскрыть природные задатки и художественно-творческие способности дошкольников;
  • у детей сформировался устойчивый интерес к народному творчеству, культурным обычаям, традициям, праздникам России и родного края;
  • доверительный творческий стиль обучения, обеспечивающий непринужденность и заинтересованность в работе каждого ребенка, педагогического коллектива и коллектива родителей в целом;
  • включение детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности (изобразительную, музыкальную, речевую, игровую, театрализованную) в комплексе.

В заключении хочу отметить, что развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства.

Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит разумнее строить свою жизнь.

Работа педагогов по данному направлению продолжается.

Список литературы:

  1. Авакумова И.В. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников// Воспитатель ДОУ. – 2015. – №12. – С. 102-107.
  2. Авдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе. // Воспитатель ДОУ. – 2015. – №2. – С. 12-14.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304с.
  4. Комарова О.А., Комарова В.Ю. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО. // Воспитатель ДОУ. – 2015. – №3. – С. 18-20.
  5. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС. – М.: Просвещение, 2015. – 220с.
  6. Парникова Г.А. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. // Воспитатель ДОУ. – 2017. – №2. – С. 6-12.
  7. Рыданова О.П., Копцева Т.А. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве: Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2014. – 384с.
  8. Самохвалова М.Б., Иванова Е.В. Народная игрушка как средство патриотического воспитания. // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №7. – С. 68-74.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год