Приобщение детей дошкольного возраста к быту и традициям северных поморов, посредством обогащения развивающей среды ДОУ (создание музея поморского быта). |
Фольклор | |||
Автор: Малая О.Е., Сироежко А.В, | |||
22.12.2021 11:59 | |||
Приобщение детей дошкольного возраста к быту и традициям северных поморов, посредством обогащения развивающей среды ДОУ (создание музея поморского быта). Малая О.Е., заместитель заведующей, Сироежко А.В, Воспитатель. МБДОУ г. Мурманска №58 В наш век компьютерных технологий очень важно приобщение маленького человека к традициям русской культуры. Ребенок – это огромный, хрупкий мир мыслей, впечатлений и открытий. Задача педагога – помочь ребенку, создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Самое важное и ценное в человеке это его моральные и душевные ценности, то что управляет его поступками – доброе сердце и добрые чувства.
В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края. Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и культуре, национальных традициях родной земли. Существует бесспорная истина: чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо прежде всего знать свою. П.П. Блонский, русский и советский философ, педагог и психолог, указывал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание». Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. И поэтому, тема по приобщению воспитанников к быту и традициям поморов очень актуальна в наши дни. Русский Север издавна славился ремеслами. Многие виды народного творчества здесь достигли совершенства: это и плотницкое искусство мастеров – храмосоздателей, кузнецкое дело, резьба и роспись по дереву; женские виды ремесел – вышивка и ткачество, шитье жемчугом и золотом, кружевоплетение. Все, чем бы не занимались жители северных окраин в своем нелегком быту, хранит отпечаток таланта, душевного здоровья и тепла. Наш Кольский край является уникальным хранилищем древнерусской культуры и традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать подрастающему поколению. Поэтому одним из важных аспектов работы с детьми по социальному развитию является формирование целостного представления о народной культуре Поморского Севера и воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края. С целью приобщения к быту и традициям русского народа и северных поморов детей среднего и старшего дошкольного возраста были поставлены следующие задачи:
Для эффективной реализации поставленных задач были созданы необходимые условия:
Реализации задач по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре поморов осуществляется в процессе образовательной деятельности:
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды краеведческого содержания. В ДОУ силами педагога Сироежко А.В., музыкального руководителя Миняйло В.П., детей и родителей создан музей поморского быта и разработан цикл занятий для дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста. Два раза в месяц воспитанники приходят в музей на занятия где их знакомят с традициями, бытом, творчеством коренного народа. Одна из экспозиций музея называется «Времена года». В ней отражен быт поморов, национальные костюмы, промыслы поморского народа. В музее представлен макет интерьера поморской избы. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Перед тем как посетить музей, осуществляется подготовка детей к восприятию намеченной темы, проводятся беседы, задаются вопросы для активизации опыта ребёнка. Детей знакомят с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. На одном из интерактивных занятий в музее дети познакомились с северной прялкой, ее составными частями, с работой на прялке. Ведь прялка — это не только произведение искусства, но и орудие труда. На занятиях «Знакомство с мезенской росписью», дети познакомились с историей мезенской росписи, символикой, изделиями народных умельцев. На практических занятиях детям предлагалось нарисовать элементы мезенской росписи по образцу, потом по памяти. Дети с большим интересом расписывали прялицу, им очень хотелось увидеть конечный результат. Северные пряники – козули, малая толика умения, но убедительно характеризующая быт северян. В декабре 2019 года проводилось занятие совместно с родителями по изготовлению козули из соленого теста. Перед воспитанниками и их родителями ставились задачи по изучению истории и технологии изготовления обрядового печенья поморов – козули; воспитанию уважения к истории и традициям своей малой Родины. С большим интересом и удовольствием дети вместе со своими родителями лепили поморские козули, проявляя при этом фантазию, творчество и выдумку. Следующим занятием с воспитанниками было занятие по росписи плоскостной деревянной матрешки. Дети познакомились с особенностями деревянной матрешки, характерными элементами росписи косынки и сарафана. После этого самостоятельно расписали плоскостные фигурки. Заключительным занятием в текущем году было занятие по изготовлению кукол. Делая кукол своими руками, дети знакомятся с народным мировоззрением, учатся рукоделию и развивают новые движения, учатся творить, им открывается мудрый мир наших предков. Образы, которые несут в себе куклы остаются в памяти ребенка. Традиция входит в жизнь каждого, сохраняя самобытную народную культуру. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений. Расписывая колокольчики и пасхальные яйца, дети окунулись в атмосферу подготовки к русским христианским праздникам «Вербное воскресение» и «Светлая Пасха», получили море положительных эмоций. Подводя итоги работы, мы имеем следующие результаты:
В заключении хочу отметить, что развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит разумнее строить свою жизнь. Работа педагогов по данному направлению продолжается. Список литературы:
|