Формирование устойчивого интереса к национально-культурному наследию родного края у детей дошкольного возраста |
Фольклор | |||
Автор: Красикова Елена Анатольевна | |||
17.12.2021 17:45 | |||
Формирование устойчивого интереса к национально-культурному наследию родного края у детей дошкольного возраста Красикова Елена Анатольевна Воспитатель, МБДОУ ДС № 31 «Медвежонок» Одним из приоритетных направлений в работе детского сада с детьми является национально-региональный компонент. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина. Эффективным средством организации процесса нравственно-патриотического воспитания является технология проектирования и проект «Мини-музей в ДОО» как одна из форм поисковой деятельности. Любая встреча с музеем необычайно расширяет кругозор, представление о мире. Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире. В нашем детском саду организован детский эколого-этнографический мини-музей «Лесная сказка», на базе которого ведется углубленная работа в эколого-этнографическом направлении, по формированию у детей духовно-нравственной составляющей личности и нравственно-этического отношения к окружающей действительности. В эколого-этнографическом мини-музее «Лесная сказка» представлены редкие экспонаты предметов быта, духовной культуры, дающие представление о жилищах, промыслах, обычаях и традициях коренного населения нашего края; небольшие уголки природы по временам года знакомят детей с растительным и животным миром нашего региона. Знакомство детей с экспозициями происходит в игровой, занимательной форме, с привлечением сказочных персонажей. На примере северной местной культуры дошкольники имеют возможность видеть гармоничное существование человека в природе. Объектом исследования является развитие у детей активного и бережного отношения к миру животных и растений.
Важной особенностью является и то, что в его создании принимали участие как дети, так и их родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками. Однако, самое основное при создании подобного музея, заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее. Условия организации мини-музея в группах ДОО позволили вовлечь в игру всех детей. Ребята пробовали себя в роли кассиров, экскурсоводов, посетителей, билетеров. Экспонаты музея активно используются в образовательной деятельности, в играх, и самостоятельной деятельности детей. В нашем музее побывали с экскурсиями все группы детского сада. В рамках мероприятий по работе с родителями каждый год проходит национальный праздник «Вукын-Пах» (в переводе с хант. «сильный мальчик»). Ребята вместе со своими папами соревнуются в ловкости, быстроте, силе. Мероприятие направлено на формирование основ здорового образа жизни дошкольников, а также ознакомление ребят с национальными состязаниями. Также с наступлением весны в детском саду проходит национальный хантыйский творческий конкурс «Мисс А-кань» (в переводе с хант. «девочка куколка»), с помощью которого воспитанницы приобщатся к культуре коренных народов нашего края. В данном конкурсе принимают участие девочки со своими мамами. Участницы демонстрируют сшитые мамами наряды с национальными узорами, участвуют в викторинах, читают стихи, выполняют творческое задание. Воспитанники не только демонстрируют свои артистические способности, но и являются зрителями красочного действия. Среди посетителей музея воспитанники и воспитатели детских садов, учащиеся и учителя нашего города, родительская общественность, студенты учебных заведений. Музей, существующий в рамках дошкольного учреждения, обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом.
|