Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала. «Уральские посиделки» |
Фольклор | |||
Автор: Юсупова Люция Фаритовна | |||
18.11.2021 14:24 | |||
Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала. «Уральские посиделки» Цель:
Задачи:
Оформление зала. В зале — убранство русской и башкирской избы.
Ход мероприятия. В зале девушка (музыкальный руководитель), в наряде Хозяйки готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Ведущий: Тук – тук, тук- тук! Из ворот слышен стук. Двери отворяйте, в дом гостей впускайте! Веселых ребятишек — девчонок и мальчишек! Вход детей под русскую мелодию Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, и маленькие и большие! «Рады мы гостям, как добрым вестям», «Честь и почтенье всем без исключения!». Русский поклон (дети присаживаются). Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски и от вас хочу много интересного узнать. А скажите-ка, мне мои хорошие, откуда вы родом будете? Ведущий: Сейчас дети нам расскажут. Ребёнок: Я хотя и маленький, Но зато удаленький И горжусь, что всей семьёй На Урале мы живём. Ребёнок: Всё дорого мне и любимо В Уральской родной стороне С задумчивой русской берёзкой Я давнюю дружбу веду. Хозяйка: Да, есть северный Урал, средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Южном Урале, в самом центре России. Ребёнок: Холодное небо, прозрачные дали, Громады, застывшие скал Этому краю недаром дали Гордое имя – Урал. Ребёнок: Урал – это значит земля золотая, Урал – это рек полноводных простор, Это – леса, что, как волчьи стаи, Кольцом окружили подножия гор. Ребёнок: Хорошо, что край Уральский такой – Здесь всегда красиво, летом и зимой Эту землю я люблю, здесь родился и живу Очень–очень, эту землю я люблю. Хозяйка. На лужку у ворот, заведите хоровод. «Уральский хоровод» сл. Т. Волгиной муз. Ф. Филиппенко Ведущий: Уральский край – многонациональный край. Ребята, у нас на Урале проживают русские и башкиры. Все они являются, коренными жителями. А также живут и др. народы. Все эти народы живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети все вместе учатся в школе, ходят в детский сад. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе занимаются, играют. Народы Уральского края гостеприимные, трудолюбивые люди. Труд они считают главным делом своей жизни. А для отдыха люди устраивают праздники: ярмарки, сабантуи, посиделки. Ребёнок: Друзей на Урале моих не счесть Меня тут ждут, меня тут любят Спасибо, Урал, за все что есть За все что есть, за все что будет Хозяйка: Ребята «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами» Уральские частушки. Хозяйка: Повеселились, а сейчас сядьте, поудобней, да сказочку послушайте. Дети садятся на стульчики. Сказка. Сказка о том, что такое человеческое счастье. Я расскажу, что мне однажды душу встревожило и порадовало. На Уральской стороне, Помню, к вечеру день клонился. Тихо. Вижу: идут по тропинке двое, девочка и мальчик, он был из башкирской семьи, она из русской, напевают потихонечку, улыбаются. Он вихрястенький, в клетчатой рубашечке, а на ней платье светленькое, косынка синяя в руке. Он, счастливый, не слышит ничего, кроме её шёпота, не видит иной красы кроме той, которую за руку держит. Сели рядышком возле берёзки. Запрокинув головы, смотрят в небо и молчат. Тут соловей запел, ответил ему другой. И начались переливы. Песня «Белая берёзонька» исполняют девочки. Хозяйка. Слушают девочка с мальчиком и молчат. Смотрю на них и понимаю: вот оно, значит, счастье, какое! Завязалась у них дружба. Стали они в гости друг к другу ходить. Гостеприимная семья у паренька и нас в гости пригласили. Хозяйка приглашает детей посмотреть, какие костюмы были у башкирского народа. Дети рассматривают кукол в национальном башкирском костюме Высказывают свои впечатления. Презентация «Традиции башкирского народа». Хозяйка рассказывает о национальном костюме, о традициях башкирского народа. Хозяйка рассказывает о празднике «Сабантуй». Звучит весёлая башкирская мелодия. Хозяйка: Смех, улыбки, шутки пляс – Всё здесь это есть сейчас. Хозяйка показывает детям платки. Хозяйка: Вот какой платок у меня: Разноцветный, расписной, Необычный, непростой. Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я! Игра: «Юрта». Дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг вокруг своего стульчика. На стульчике лежит платок. Дети идут и напевают. Мы все ребята соберёмся все в кружок. Поиграем и попляшем и помчимся на лужок. Дети танцуют под башкирскую мелодию, по окончании «строят» юрту. Хозяйка. Ну, а сейчас в гости приглашает нас русская семья, семья красной девицы. Дети нам расскажут о русском костюме Дети в русских народных костюмах демонстрируют свои наряды. Девочка. В старину глубокую Девушки носили Белые сорочки, Изо льна, что шили. Сарафан поверх одеть Можно песни тихо петь. Девочка. Кокошник-головной убор, Украшал его узор, Вышивка из ниток золотых, Жемчужных бусин небольших. Мальчик. «В старину мужской наряд На такой пошит был лад: Косоворотка белая Особо была сделана: Вставку на груди из ткани Другого цвета мастер ладил Вышивкой рубахи украшали И в штаны не заправляли. Кожаные сапоги Были черные они. Мальчик. А красные сафьяновые В праздники надевали. А лапти — Из лыка липы их плели- Обуть Россию всю могли» Презентация «Традиции русского народа». Хозяйка рассказывает о традициях и праздниках. Ребята «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами» Хозяйка: Эй, девчата и ребята, выходите свою ловкость покажите. Игра: «Золото». Дети становятся в круг, а водящий присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а второй ведущий говорит слова. Гуси-лебеди летели, они золото теряли. А ребята прибегали и золото собирали. По окончании считалки ведущий одному из детей кладёт в руку «золото». Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий ребёнок, в круге встаёт и старается угадать, у кого в руке «золото». Все громко считают до трёх. Ведущий три раза дотрагивается до кулачков. Если он успел угадать, ребёнок с «золотом» убегает, а ведущий его ловит. Если не угадал, то ребёнок со словами «Вот золото!» тоже убегает, а водящий за ним. Хозяйка. Порадовали вы меня песнями да играми, и я вас ещё хочу порадовать. Предлагаю послушать песню о России. Песня «Гляжу в озёра синие». (Видео). Хозяйка: Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал. Как девочки, сосны босые сбегают с заснеженных скал. Могут прочесть стихи воспитатели. Стихи могут быть любые (о Башкирии, Урале, России). Ведущий: Богата и многонациональна наша земля уральская. Красивые добрые, дружные люди живут на ней. Ребёнок: Мы вырастем скоро, мы будем учиться Научимся верить, творить и мечтать. Ведь мало ещё на Урале, родиться, Нам надо с вами уральцами стать! Ведущий: А сейчас давайте пригласим всех гостей, возьмёмся дружно за руки и заведём большой хоровод. Хоровод: Хозяйка: Приглашаю вас отведать наше угощенье! Ведь чай пить, не дрова рубить! Самовар – птица – жар! Кран открывается, чай наливается! Все участники праздника идут пить чай. Список литературы: «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» (под ред. А. В.Орловой). Василенко В. М. «Народное искусство». Разина Г.М. «Русское народное творчество». Русские и башкирские пословицы и поговорки.
|