Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Устное народное творчество в развитии речи дошкольника.
Фольклор
Автор: Кирсанова Марина Сергеевна   
09.06.2021 18:36

Устное народное творчество в развитии речи дошкольника.Устное народное творчество в развитии речи дошкольника.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – это воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Я считаю, что одним из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность ДО ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные особенности и интересы, поэтому актуальными целями своей деятельности воспитателя считаю, что является активизация, побуждения интереса к произведениям устного народного творчества – прибауткам, потешкам, закличкам, сказкам, народным песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре.

 

При использовании устного народного творчества как средства развития речи детей дошкольного возраста я выделяю три оптимальных подхода: интегрированный, коммуникативный и системно-деятельный.

При интегрированном подходе для решения задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» осуществляется: во всех основных областях образовательной программы ДО; во всех формах детской деятельности – непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей и воспитателя, самостоятельной деятельности детей; в разных видах детской деятельности (игровой, познавательной, трудовой, продуктивной, музыкальной и т. д.) и в режимных моментах.

При коммуникативном подходе произведения устного народного творчества используются для общения взрослого с ребенком, например при чтении и обсуждении художественных произведений, проведении бесед, пальчиковых игр. Это расширяет словарный запас, формирует грамматический строй речи, её звуковую культуру.

В процессе системно-деятельного подхода малые формы фольклора применяются целенаправленно и системно (во всех видах и формах детской деятельности, в режимных моментах) и учитывается то, что большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности детей, которая положительно влияет на речевую активность. При этом подходе я организую для детей подвижные народные игры, хороводы, фольклорные праздники и т. д.

Для развития речи детей дошкольного возраста я могу использовать произведения искусства, знакомить детей с сокровищницей русской и мировой литературы. Знакомство детей с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активно-стью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.

Первое знакомство малыша с устным народным творчеством начи-нается с колыбельной песни, которая успокаивает и настраивает малыша на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» — говорить. Сюжеты колыбельными избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Для лучшего просыпания, познания окружающей среды и игр, я использую такие виды устного народного творчества как потешки, пестушки, прибаутки, дразнилки, скороговорки и т.д.

Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть ( «Водичка, водичка…»), накормить ( «Травка-муравка…»). Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствуют развитию умений диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста. Перед инсценировкой я даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях.

С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются в разном темпе, с различной интонацией.

Разнообразен и не исчерпаем мир устного народного творчества в отгадывании и загадывании загадок, с ними мы встречаемся в сказках где, герои должны не только проявить силу и храбрость, но смекалку и сноровку в отгадывании загадок.

Скороговорка – форма малого фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений произношении. Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствование голосового аппарата, развивают слух у ребенка.

Используя весь «арсенал» устного народного творчества в своей практике дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства и мысли, интонационно окрашивая свою речь, развивают умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяют словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

В результате работы, я убедилась, что устное народное творчество – это эффективное развитие речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывая у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более правильной, выразительной, яркой и мелодичной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год