Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сообщение к презентации «Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами» (из опыта работы) (старший дошкольный возраст)
Фольклор
Автор: Манаенкова Наталья Викторовна, Облескова Нина Ивановна   
18.04.2021 10:17

Сообщение к презентации «Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами» (из опыта работы) (старший дошкольный возраст)Сообщение к презентации «Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами» (из опыта работы) (старший дошкольный возраст)

Авторы:

  • Манаенкова Наталья Викторовна. Воспитатель высшей категории.
  • Облескова Нина Ивановна. Воспитатель первой категории.

МДОУ детский сад компенсирующего вида № 63 «Росток». Г. о. Подольск. Московская область.

Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живет в настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор. Знакомство со стилизацией – это процесс преобразования, увиденных в природе форм в орнаментальные мотивы.

 

Скачать конспект

Тема:

Сообщение из опыта работы

«Изучение основных элементов художественного народного творчества через ознакомление с природными объектами.

Слайд 2

«В одном мгновении- видеть вечность.

Огромный мир – в зерне песка.

В единой горсти – бесконечность.

И небо – в чашечке цветка».

Уильям Блейк.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Актуальность. Во все времена и эпохи природа оказала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Природа — не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам.

Необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии, развивать интерес к новому и в результате передавать увиденное посредством воображения и творческой деятельности.

Народное декоративное творчество пришло к нам из глубины поколений, из глубины веков. Оно сформировалось в народной, крестьянской среде — в среде мастеров-ремесленников, в среде хлеборобов. Поэтому исходя из условий социального статуса родителей из колорита нашей местности, взрослым и малышам это близко и понятно по духу.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Такое эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать у дошкольников система образовательных учреждений. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка.

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – это значит,

на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

Н. А. Ветлугина.

Именно поэтому, так важно включать в педагогический процесс занятия декоративно-прикладным искусством, на которых каждый ребенок сможет наиболее полно проявлять себя без давления со стороны взрослого.

Художественно – творческая деятельность углубляет представления детей об их окружающем мире, помогает осмыслить качество предметов, запомнить их характерные особенности и детали, овладеть изобразительными навыками и умениями, научится осознанно их использовать.

Мы в своей работе в детском саду уделяем особое место развитию творческих способностей у воспитанников нашей группы. Приобщая детей к этому волшебству, мы не только передаем им свой опыт, но и создаем у них потребность самим замечать и создавать красоту.

Слайд 3

Учитывая вышесказанное, мы определили цель и задачи в нашей работе.

Цель: Сравнение основных элементов народного художественного творчества с природными объектами.

Задачи:

  • Знакомить с последовательностью преобразования (стилизация) природных форм и элементов;
  • Учить анализировать особенности природного объекта;
  • Способствовать развитию творческого воображения через преобразование природного объекта в основные элементы народного художественного творчества;
  • Расширять кругозор и знания воспитанников в области декоративной композиции;
  • Развивать мелкую моторику руки в процессе продуктивной деятельности;
  • Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное природе и в окружающей действительности;
  • Воспитывать аккуратность при работе и умение работать самостоятельно.

Слайд 4

В процессе своей работы мы используем следующие методы и приемы:

методы обучения:

  • Информационный (приемы – рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, показ воспитателя)
  • Исследовательский – применяли при выполнении творческих заданий: если нужно определить и передать особенность природного объекта, реализовать собственный замысел.

Слайд 5

  • Словесный метод включает в себя: беседа и рассказы воспитателя о разных видах искусств, использование образцов, художественное слово.
  • Наглядные: просмотр репродукций, альбомов, образцов изделий, элементов.
  • Практический — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой выполнение разных видов продуктивной деятельности

Игровые приемы мы также используем в работе. Они применимы внутри разных методов.

Слайд 6

Для достижения поставленных целей и задач, мы используем различные формы работы:

 Изучение программы возрастной группы

 Работа с методической литературой

 Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

Слайд 7

 Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

 Подбор дидактического и демонстрационного материала.

 Чтение стихов, загадок и поговорок о народных промыслах.

 Подготовка консультаций для родителей.

Мы в своей работе стараемся уделять большое значение повышению творческой активности детей, поэтому проводим разные дидактические игры, направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было в природе.

Были подготовлены консультации для родителей: «Народные игрушки в жизни дошкольников», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

В нашей группе есть уголок изобразительной деятельности, папки «Русский быт», «Декоративно-прикладное творчество», книжный уголок, есть разнообразные репродукции, иллюстрации, книги, картинки для свободного рассматривания. И материалы постоянно пополняются.

Слайд 8

Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы стараемся дать детям определенный объем знаний о народных промыслах, учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров, знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Чтобы научить детей замечать какие -то мелкие детали росписи, нам нужно было познакомить ребят с таким понятием, как творческая стилизация.

Стилизация – это процесс преобразования, увиденных в природе форм в орнаментальные мотивы. С помощью такого преобразования можно упростить или усложнить форму, цвет, делали объекта. Стилизацию можно разделить на два вида: внешняя поверхностная и декоративная.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стилизация – это изображение предмета особым, оригинальным способом, в результате чего изображаемый предмет становиться декоративным и воспринимается как узор.

Основные принципы преобразования:

 Превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции

 Обобщение формы с изменением очертания (контура)

 Обобщение формы в ее границах

 Обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре.

Занятия по преобразованию необходимо проводить поэтапно, следуя методике, начиная от простейших заданий и постепенно усложняя их, образно-ассоциативным. Мы старались обратить внимание на то, что одни и те же объекты можно изобразить совершенно по-разному.

Наших ребят это очень заинтересовало.

Слайд 9

Стилизовать (преобразовывать) можно любой природный объект – предмет, растение, деревья, цветы, птиц, животное и даже человека!

Важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного, его силуэта, ракурсных поворотов, обратить внимание на характер линий.

Для этого можно использовать разные средства: штрихи, пятна, линии, круги, спирали и т. д.

И, конечно, цвет – это важное средство данного приема. Цвет создает необходимое впечатление и выражает замысел автора, даже в несвойственных для этого оттенках.

Слайд 10

Народные традиции складывались веками не на видении одного мастера, а на коллективном восприятии окружающей действительности. Так, не зная сами, наши предки использовали в своих работах главные принципы стилизации, т.е. преобразования.

Наблюдения в природе, рассматривание природного материала, использование природного материала детьми в играх и других видах деятельности (выкладывание узоров), сравнение элементов росписи: городецкой, хохломской, филимоновской, дымковской игрушки и др. — все это помогает детям видеть, как по-разному передают признаки одного и того же природного объекта народные умельцы.

Слайд 11

Из растений, покрывающих нашу планету, особенно прекрасен мир цветов. Нет ничего на земле красивее и нежнее цветов. Поэтому именно цветы, чаще всего использовали в народном искусстве. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д.

Для растительного узора мы рассматривали орнаменты разных декоративных росписей: Городец, Гжель, Хохлома, Жостово, где каждый элемент (цветок, бутон), его цвет несет определенную информацию.

Сначала дети учились рисовать крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними — листья и травинки, старались изображать композицию симметрично, начиная от середины формы.

Изучение происходило на нескольких игрушках. Учились расписывать силуэт, используя точки, круги, капли, прямые линии и дуги. Учились рисовать узор тычками.

Дети с удовольствием расписывали силуэты игрушек, радуясь результатам своего труда.

Слайд 12

В свободной деятельности и на занятиях дети выражали все увиденное на листе бумаги не только с помощью рисования, аппликации, но и пластилинографии. Так поделки становятся более выразительными, объекты неживой природы как бы оживают на них.

Слайд 13

В ходе нашей работы, мы не только наблюдали за растениями, но и за птицами, животными, рассматривали фигурки птиц, животных, сделанные дымковскими, богородскими и филимоновскими мастерами. На последующих занятиях, мы расписывали изображение птицы (индюка, петуха, козлика и т. д) на бумаге элементами дымковской, филимоновской росписи. Планируя занятия, мы не только готовили бумагу соответствующей формы и цвета, но и рассматривали предметы народного искусства, украшенные аналогичной композицией, сравнивали и определяли с природным объектом

Слайд 14

Продолжая знакомить ребят с народными промыслами, мы рассматривали Богородские игрушки. Они очень выразительные. И главный герой у них – МИШКА — мудрый, добрый, забавный зверь. Они такие разные: вот мишка играет на гармошке, а другой качает воду, вот медведь помогает кузнецу, по очереди стучат они своими молотками.

Потом дети лепили богородских мишек (получился добрый, забавный мишка).

Лепить дети постарались скульптурным способом — из целого куска, не разделяя его на части. Этот способ позволяет слепить игрушку, похожую на настоящую скульптуру. Потом стекой делали надрезы, процарапывали поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть — меховую шубку медведя.

Не у всех ребят получилось точно передать фигурку, но детям было интересно.

Слайд 15

В нашей работе, конечно, были и трудности. Не все дети и не сразу смогли понять приемы преобразования. Трудности возникали в зарисовке извилистых, округлых форм, а также в проработке деталей с использованием тонкой линии. Дети плохо используют прием рисования концом кисти.

Рассматривая природные объекты, дети не всегда могли подметить своеобразие цветка, листа, форму растения, силуэт и выразить эти особенности на листе бумаги.

Однако, есть и положительные моменты в нашей работе.

В результате проводимой работы дети учатся различать виды народных промыслов. У наших девчонок и мальчишек формируются твердые знания об истории возникновения народного промысла, специфике цвета и формы, особенностях изделий. Дети лучше усваивают средства выразительности (формы, линии, цветовые гаммы, декоративной композиции).

Наши дети учатся создавать узор согласно заданному виду, ориентироваться, как на листе бумаги, так и, расписывая уже готовые заготовки изделий народного промысла, созданные своими руками.

А когда есть положительный результат, то у ребят появляется и интерес к декоративно-прикладной деятельности как на занятиях, так и в свободное время в саду и дома.

Мы заметили, что использование приемов декоративного преобразования, очень заинтересовало наших ребят. А значит, мы будем и дальше стараться создавать условия для развития у их чувства прекрасного, закрепления приемов преобразования и раскрытия творческих способностей, фантазии и воображения наших воспитанников.

Наш опыт работы мы хотели бы закончить народной мудростью:

«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»

Спасибо за внимание.

Используемая литература:

  1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  2. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду».
  3. Изобразительная деятельность в д/с: учебно-методическое пособие / И.А Лыкова. Цветной мир, 2012.
  4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
  6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  7. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  8. Стилизация в декоративном орнаменте (http: //www. tvorchistvo. ru/stilizatsiya-v-risynke/)
  9. Стилизация формы (https: //design. wikireading. ru/13133)
  10. Стилизация – это что такое? Стилизация в исусстве (http: //fb. ru/article/159597/stilizatsiya---eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve)
  11. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год