Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Автор: Телешева Г.Н. воспитатель высшей квалификационной категории
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.
Одним из принципов ФГОС ДО является познавательное развитие, которое включает в себя раздел — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Осознанное формирование нравственно-этических чувств должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую в младшей группе.
Целью данной работы является – воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
- Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
- Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.
- Знакомить с национальным бытом; русским народным творчеством; русскими народными играми; с традициями и праздниками.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
- принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
- принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
- принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми (НОД, игровая деятельность, экскурсии, праздники, театрализованная и самостоятельная деятельность);
- принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:
Ребенок:
- Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; народные праздники; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.
- Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
- Использует в игре предметы быта русского народа;
- Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.
И так, с чего следует начинать знакомство:
- Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми пополняется организованный в группе мини-музей предметов русского быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Второе направление — дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней» и т.д., расширяя представления детей о русской народной культуре.
- Третье направление — дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
- Четвертое направление – знакомство с традициями и праздниками. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме. Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, досуги, развлечения, праздники, мастер-классы.
Например, предлагаю следующую работу по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- НОД ( «Как на Руси весну встречали», «Как на святки в вечерок девицы гадали», «Из истории русского народного костюма», «Благовещение» (выпускали птиц из клеток на волю для распространения благой вести). На продуктивной деятельности можно изготовить дымковскую игрушку – свистульку
- Совместная деятельность: наблюдения за изменениями в природе на прогулке — «День весеннего равноденствия 21. 03.» (таяние льда, ручьи, поиграть в игру «Ручеек», закликание весны, хороводы и т.д.
- Беседы ( «Что нам осень принесла», «Сретение 15, 02. – встреча весны с зимой», «Праздник масленицы», и др.)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает:
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Тише едешь», «Ручеек» и др.
- Дидактические игры: по русскому народному прикладному творчеству – разрезные картинки, пазлы и т.д
- Сюжетно — ролевые игры.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- Рисование ( «Осенняя березка», «Масленица – барыня», «Пасхальное яичко» и др.)
- Аппликация ( «Игрушки для зверят на рождество», «Осенний ковер», «Яблонька – красавица» и др.)
- Лепка ( «Пасхальный кулич», «Дымковская свистулька или лошадка» и др.)
- Ручной труд ( «Куклы из соломы или из ткани», «Рождественские подарки»)
- Выставки совместного труда детей и родителей ( «Барышня осень», «Чудесное рождество», «Чудо масленица» и др.)
«Музыка»:
- Музыкальные занятия
- Совместную деятельность: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов; игры на шумовых народных инструментах.
- Развлечения и досуги: «Осенины», «Рождественские колядки» (а не хэлуин), «Масленица», «Веснянка» и др.
- Театральные представления.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе могут быть созданы мини музеи «Русский народный уголок», «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера, где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок — передвижек по теме.
Т.к. дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички, то их можно использовать в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями могут быть различными:
- Народные праздники: «Осенины» (Яблочный спас), «Святки-колядки», «Масленница», «Закликание весны» и др.
- Консультации « «Роль народных игр во всестороннем развитии детей».
- Мастер – классы: «Изготовление куклы-оберега или ангела», «Рисование на ткани акриловыми красками – украшение рушника», «Как сделать рождественский венок» и другие.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
|