Этнокультурный коми компонент в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы. |
Фольклор | |||
Автор: Ершова Елена Викторовна, Гальвинец Марина Николаевна | |||
20.01.2021 16:01 | |||
Этнокультурный коми компонент в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы. МАДОУ "Детский сад №45 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара
Для дошкольника приобщение к истории культуры своего народа — это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культуры своего народа, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Уже во второй младшей группе (с детьми 3-4 лет) мы ведём работу по приобщению детей к этнокультурным традициям в соответствии Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы, в рамках интеграции процессов воспитания и развития, где этнокультурная составляющая представлена в процессе социализации ребенка через формирование потребности к изучению этнических культур. Задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству коми народа включены во все образовательные области развития ребенка: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, где предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы. Уже в младшем возрасте у детей начинаем формировать любовь к родному краю, обращая внимание на красоту окружающей природы, воспитываем отзывчивость на произведения фольклора народов коми, знакомим с сувенирами, созданными народными мастерами-умельцами, с предметами коми национальной одежды. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС ДО является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте. Поэтому, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, создавая развивающую среду в группе, мы включили этнокультурный компонент в её содержание. 1. Уголок «Моя малая родина» Цель: воспитание любви к своей малой родине. - Сувениры коми: плетёные сувениры; Цель: знакомство с сувенирами, созданными народными мастерами-умельцами - Макет «Коми дворик». Цель: знакомить детей с бытом и трудом на селе Коми Края, с домашними животными. - Кукла в коми народном костюме. Цель: знакомить детей с предметами коми национальной одежды. - Карта Республики Коми. - Мобиль «Элементы коми орнамента» — универсальная конструкция для оформления помещения группы, придаёт группе детский, праздничный, весёлый, нарядный, «живой» вид. Можно использовать для знакомства детей с элементами коми орнамента, упражнения детев счёте и ориентировке в пространстве. 2. Выставка иллюстраций «Коми народные сказки». Цель: оформление группы, знакомство и закрепление знаний детей о коми народных сказках. 3. Театр на магнитах «Герои коми сказок» в уголке «Сказка под абажуром». Цель: оформление группы, знакомство и закрепление знаний детей коми народных сказок; героев этих сказок; самостоятельное обыгрывание сказок, сочинение новых. 4. Оформление решёток под окнами знакомит детей с элементами коми орнамента, с цветами флага Республики Коми. Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, беспрепятственно заниматься тем, что ему больше нравится. Через приобщение детей к истории, традициям, быту, языку коми народа, через осознание детьми сопричастности к своей земле, своему народу закладываются основы нравственных ценностей общечеловеческой культуры. Литература: 1. Синякина Л. А., Чернышова Е. В., Карелина М. Е., Борохович Л. Ю. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 38-41. — URL https: //moluch. ru/th/4/archive/56/2174/.
|