ХЛЕБОСОЛЬСТВО НА РУСИ |
Фольклор | |||
Автор: Панькова Ирина Станиславовна | |||
12.01.2021 13:27 | |||
ХЛЕБОСОЛЬСТВО НА РУСИ Цель: Приобщить детей к традициям русской национальной культуры, взяв за основу народно-прикладное и песенное творчество Курского края, его богатейшую историю. Оформление: Русская изба – печь, стол, лавки, прялка. Хозяйка, вынув хлеб из печи, идет к столу. Входят несколько детей. Дети: Здравствуй тетушка Матрена! Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие! Дети: Мы тебе калачи в гостинец принесли. Хозяйка: Вот спасибо. Не дорого дело, дорога угода. А я каравай хлеба испекла, горяч он да пахуч. Знаете наверное, что «хлебушко калачу – дедушка»
Дети: Нет! Расскажи, расскажи пожалуйста! Хозяйка: Сядем рядком да поговорим ладком. Дети: Тетушка Матрена, можно мы своих друзей позовём? Хозяйка: Зовите. Где потеснее, там и веселее. Входит ансамбль с песней «Улица свет широкая». Хозяйка: Садитесь, места всем хватит. В тесноте, да не в обиде. В старину в деревне всякую вещь, и ту, что кормит, и ту, что забавляет, крестьянин своими руками мастерил: избу, лапти, чашки, ложки, печь – матушку. Поэтому говорили: золотым рукам — цены нет! Изба жива печью. Печь хороша, если дров ест мало, а тепло держит долго. Такой рассыпчатой каши, пышных пирогов да пампушек – без русской печи не видать, не едать. Вот и любим хлопотунью, как родного человека. Хлеб раньше пекли в каждой избе. И когда большуха тесто творила, а тесто для хлеба называют «квашня», то говорила она слова заветные: Над квашней сижу, На здоровье дыши, И выходила квашня ровна, да полна: на счастье, на хлеб – соль, на долгий век. Дети: Родись на Руси человек — краюшка хлеба готова Хозяйка: Так говорит старинная русская пословица, которая только у нас свята и нерушима. Дети: А еще говорят: брось хлеб – соль на лес, пойдешь – найдешь. Хозяйка: Накорми незнакомого, но голодного и если, и тебе самому придется попросить, никто тебе в том не откажет. А, что в народе про хлеб говорили? Дети: Хлеб всему голова! Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска! Хозяйка: Вот, что говорил русский народ про хлеб – батюшку, которым он питается с незапамятных времен, и который съедает охотнее и больше всех других народов целого света. Дети: Есть хлеб – будет и песня! Исполняется песня «Деревня, деревня» Стук в дверь. Въезжает пахарь на лошади, здоровается со всеми низким поклоном. Пахарь: Мир тому, кто в этом дому. Хозяйка: Добро пожаловать гости дорогие, люди добрые к нам на огонек! Песню добрую послушать, да хлебушка покушать. Пахарь: Есть забота у меня Он и пахарь, и рысак Хозяйка: Ты мои послушай речи Станем землю мы пахать - А веселиться конь умеет? - А как же. Пляши Сивка. Конь пляшет. Хозяйка: Ну, скажите, что сидите? Аль играть вы не хотите? Курская народная игра «Король» Хозяйка: Без пирога редко кто на святой Руси именинник, звать на пирог – значит звать на именины; без пирога старые люди именинника под стол сажали. Сортам счет подвести невозможно. Назову главные: пирог защипанный глухой, и судя по начинке бывает: гороховый, крупеник (с кашей), грибник, с курицей – курник. Если начинка мясная или грибная – кулебяка, если без начинки, пустые, «с аминем». Пирог не защипанный зовётся расстегаем. А формой разные: долгие, круглые, треухи. Есть пироги обетные, пекутся по обещанию – на угощение нищих, странников. Цари посылали пироги да караваи своим близким людям в их именины. Проводится народная игра «Каравай» Хозяйка: Всякая погудка по хлебу – добра, говорит народ, да и моя – старая — на новый лишь лад. Как говориться, где лыко на лыко, там и слово на слово, а где слово на слово – сказка да прибаутка. Дети: Посылали молодицу под горушку по водицу На рынке была! В новой деревне. Пять рублей цена Свинья в рогожке – нет ее дороже Петр: В тереме расписном я живу. Милости просим гости дорогие к столу. Дети садятся к столу, Марфуша выносит на подносе пирог Петр: Не красна изба углами, а красна пирогами! Ульяна: Тары-бары – растобары Выпьем чай из самовара. Петр: С сушками, с ватрушками С пирогами русскими Спасибо хозяюшка, за хлеб-соль! Хозяйка: Эх, разметем лужок Да заведем танок. Игра-хоровод «Заплетися плетень» Заплетися плетень, заплетися. Завернися труба золотая Догадайся кума молодая Выходила утушка со малыми детками, Заплетися плетень, заплетися Хозяйка: От хлеба-соли не отказываются, так и я кладу крепкую надежу, что вы дослушаете мой сказ. Нам, россиянам, для жизни на земле указана такая страна, где родятся все виды хлебов. Какие хлебные растения вы знаете? Хлеб с давних времен считается знаком Божьей Благодати, сытости, здоровья. Сколько хлебного, мучного, крахмалистого на рост и здоровье получает русский человек чуть ли не с первого года его рождения. Сердобольная матушка ставит где-нибудь в укромном месте маленький короб для своего детища. Приходи к нему когда вздумается, бери сколько хочешь и ешь. А в коробе – колобки – небольшие круглые хлебцы. Материнская нежность прибавляет туда масло, чтобы сделать сдобными, молока или сметанки, чтобы стали послаще. Кушанье это было детьми любимое. А если сшалят, провинятся не было им колобков. Хозяйка обыгрывает с детьми прибаутки: Ты, Пахомушка, съел мед? Нет, матушка, не я. А вот брат говорит, что своими глазами видел, как ты съел. Когда я мед ел, тут ни одного человека не было. Андрейка, детка, о чем плачешь? Почему же ты плачешь сегодня? Так ведь вчера дома никого не было! Дети: Славится наша русская земля хлебосольством, гостеприимством. Хозяйка: Хлеб да соль! – говорит русский человек, приветствуя всех, кого увидит за столом и за едой. «Милости просим, садись с нами и поешь» такое приглашение показывает наше особое свойство гостеприимства, хлебосольства. Дети: Хлебом-солью встречают русские люди, желанного и заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку, которому желают показать свое почтение. Выходят мальчик и девочка с хлебом-солью на рушнике. С поклоном подносят хлеб: В знак признания и величия Дети: Обойди хоть всю планету, Лучше русской пляски нету! Исполняется карагод «Колясо».
|