Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре. |
Фольклор | |||
Автор: Манерова Мария Александровна | |||
22.12.2020 09:24 | |||
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре. В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному компоненту, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога, в контексте данного аспекта, входит способность реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Приобщение детей к мордовской культуре, традициям необходимо начинать с раннего детства. В своей педагогической деятельности ознакомление детей с традициями мордовского народа мы начали с оформления в групповых помещениях Центров национальной культуры, мини-музея быта. Подобрана детская художественная литература мордовских авторов, отражающая быт мордовского народа, его культуру, традиции. Особенно остро передо мной встал вопрос о том, как начать ознакомление и приобщение к мордовской культуре детей 2-3 лет. С обучающимися младшего дошкольного возраста не представляется возможным пойти, например, в краеведческий музей Д. С. Эрьзи, не получится создать куклу- оберег или выучить национальный танец, песню или стихотворение на мордовском языке. Поэтому, я решила начать с самых истоков: с устного народного творчества и подвижных игр мордовского народа. Следует отметить, что фольклор дает знания не только об истории, труде и быте, о природе края, но главным образом — о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Произведения народного творчества несут в себе образы, краски, доступные и интересные детям. В них сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор входит в жизнь ребенка с самого рождения и всюду сопровождает его. В своей работе с детьми первой младшей группы я использую следующие жанры детского мордовского фольклора:
Детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, знакомлю с малыми формами фольклора. Пестушки — сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть ( «Стяка, стяка, цераняй». Потешки — забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами ( «Пальчики в лесу», «Под горой избушка»). Прибаутки — это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой ( «Была у старушки курочка, курочка, курочка», «Ай, козочка, козочка»). Заклички- стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года ( «Дождик, дождик, веселей!», закличка на речку). В дошкольной образовательной организации мы знакомим детей с огромным разделом народного творчества — сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости. Они представляются в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Мы знакомимся с такими сказками: «Восьминогая собака», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока». Помимо устного народного творчества, большая роль в жизни мордовского народа возлагалась на подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка, что особенно важно в период раннего детства. Ребенок играет с рождения. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу. Я считаю, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных направлений при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОО. Список используемой литературы:
|