Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы» |
Фольклор | |||
Автор: Нагаева Зульфия Фагимовна | |||
21.12.2020 22:35 | |||
Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы» Цель: Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста элементам культуры и традиций татарского народа. Развивающие задачи:
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Интеграция областей:
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, социально- коммуникативная, художественная, исследовательская. Оборудование: костюмы русской и татарской национальностей, татарское блюдо, материал для аппликации. Предварительная работа:
Словарная работа: Здравствуйте – исанмесез; Навруз, калфак – кокошник; сапоги- ичиги; камзол; Мама – Ани, рахим ит, рахмат. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, какое время года? Какие праздники бывают весной? (8 марта – праздник Мам, Праздник птиц «Жаворонки», Праздник Навруз –новый год у некоторых народов.) Воспитатель: Да, этот праздник Навруз отмечают: татары, башкиры, казахи, узбеки. Праздник Навруз отмечает тогда когда просыпается природа, и весна наступает на всей планете. -Вы хотите пойти на этот праздник? Но у нас к празднику ничего нет: как же быть? Я вспомнила: бабушка Тимура, Фирюза апа, отправила нам сундук. И я думаю, что мы найдем интересное в сундуке. А где же сундук? Зинаида Борисовна вы не видели сундук? Нам не ни кто не привез? (Слышится тихая татарская музыка, а потом громче.) Воспитатель: Ребята вы слышите музыку? Вы музыку узнали? Какая эта музыка? (ответы детей) (Дети идут в музыкальный зал на звук музыки) Воспитатель: Галина Александровна, мы услышали музыку и пришли к вам. Просим Вас помощь. Бабушка Тимура Фирюза апа, отправила нам сундук, на праздник Навруз, куда доставили найти не можем. Вы не видели сундук? Г.А.: Конечно видела, вчера нам доставили. Вот он. Воспитатель: Посмотрите, какой красивый, необычный, загадочный сундук? -Рассмотрите, какие здесь узоры (Сундук украшен узорами в виде листьев, тюльпана, веточек). - Какой национальности орнамент на сундуке? Воспитатель: Мне, кажется, сундук этот не простой. Можно я открою. Не открывается. -Ребята, может нам попросить ласково? Ирина, как ты попросишь? -Нет, не открывается. Сундук же от бабушки Тимура Фирюзы, тогда попросить надо ласково по — татарский? «Рахим ит» сундук откройся. (Дети повторяют: «Рахим ит».) Сундук открывается. В: Ребята, посмотрите, какие тут красивые костюмы! Доставайте их, повесим их и рассмотрим. Вам наряды нравятся? Вот так бабушка Тимура, какие красивые наряды к празднику Навруз положила в сундук. -Ребята эти наряды похожи или отличаются? -Ребята, посмотрите, какая обувь? (Это татарские сапоги ичиги без каблука, а это красные сапожки с каблуками носили русские красавицы) -Рассмотрите наряды, потрогайте, как они называются? (Длинный русский сарафан, а это татарское платье с воланами, сверху платья одевает камзол). ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, правильно эти костюмы разные, потому, что в такие наряды на праздники наряжаются татарские девушки и русские красавицы. Посмотрите, а какие здесь головные уборы?! Девочки выбирайте себе головные уборы. Помогайте друг другу наряжаться. Соня, ты какой головной убор выбрала? А ты Ирина? (Ответы детей: Я выбрала- кокошник, русский головной убор, а я татарский головной убор -калфак.) Ребята повторим названия головных уборов: Кокошник – калфак. Как они красиво звучат, созвучны. Полюбуетесь на себя в зеркале, повоображайте. (Девочки снимают головные уборы) В: Мальчики и юноши на праздники тоже наряжались в национальные головные уборы, и называется — Тюбетейка. В: А тюбетейка — та у нас одна, но мы будем примерять ее будем по очереди, передовая друг другу, как только музыка закончится, у кого тюбетейка останется, тот будет выполнять праздничное задание. Вы готовы? (Дети передают друг другу. Когда музыка останавливается, ребенок в руках с тюбетейкой выполняет задание: 1-Здоровается, 2-ой- скачет на лошади как джигит, 3-Амир читает стихотворение, 4- танцует, 5- прощается на татарском и русском языках.) Вот какая чудесная Тюбетейка! Только она одна. Ребята, бабушка Тимура, когда нам готовила сундук, не успела украсить всем мальчикам на праздник Навруз Тюбетейки. В: Мы справимся с этим заданием. А вот и тюбетейки. Ну что, за работу. (Выбирайте узоры и раскладывайте их, как вам нравится, а потом на дощечке на обратную сторону намазывайте клей и приклеивайте.) В: Ребята, возьмите ваши Тюбетейки и повернитесь к Галине Александровне. - Галина Александровне, сфотографирует нас и отправьте по веберу Фирюзе апай, фотоотчет, как мы красиво для праздника Навруз украсили тюбетейки мальчикам. Ребята, надо поблагодарить сундук за красивые костюмы и сказать спасибо на татарском языке: «Рахмат» (дети повторяют) Стук. В: Ребята, вы слышите, сундук что-то нам хочет сказать. Тихо. Слышите, какое — то волшебство, ну что откроем сундук? -Что же там еще в сундуке? А в честь праздника бабушка Тимура, Фирюза, нам передала сладкое татарское блюдо, какой татарский праздник без угощения: Чак – чак. В: Нам пора в группу отведать национальное блюдо, а наряды мы оставим здесь, пусть и другие дети любуются. А вас дорогие гости приглашаем на праздничный чай.
|