Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Русские народные промыслы» |
Фольклор | |||
Автор: Мамедова Анастасия Владимировна Тон Ольга Сергеевна | |||
04.12.2020 08:37 | |||
Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Русские народные промыслы» Дошкольного отделения № 4 ГБОУ Школы №1554 Возрастная группа: Старший дошкольный возраст. Длительность проекта: долгосрочный проект Авторы проекта: дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели. Актуальность: Приобщение к родной культуре является основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус. Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами России, обогащая при этом развивающую среду группы, путем создания мини – музея «Ярмарка ремесел».
Цель: Расширение представлений детей о различных народных промыслах посредством использования разнообразной игровой и художественной деятельности. Задачи
Основные этапы реализации проекта: На музыкальном занятии играя на деревянных ложках, дети обратили внимание, что несколько ложек были без узоров, а другие украшены, элементами «Хохломской росписи». Ребята заинтересовались, а смогли бы они сами расписать ложки? После занятия, в группе дошкольники рассказали, что знакомы еще и с другими видами народной росписи: «Гжель», «Городец», «Жостово». Педагоги рассказали, что существует очень много различных народных росписей, который отображены на различных предметах домашней утвари, игрушках, одежде… Ребятам стало интересно, для чего созданы народные промыслы, кто их создал, когда созданы... Во время беседы ребятам рассказали, что искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному — потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наносил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть «народным». Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой. Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков. Далее педагоги ответили на интересующие детей вопросы. Рассказали, что ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины, а немного позже изготавливали из древесины. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони. А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты — ложкари. Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «Хохлома». Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов. О народных промыслах люди слагают сказки, рассказы, пишут стихи… Хохлома – Хохлома, Ты разгляди-ка, не спеши. Дети очень впечатлились красотой Хохломской росписи, и предложили попробовать самим расписать ложки Во время НОД ребятам было предложено украсить хохломскими узорами «Посуду», воспитанники самостоятельно выбрали средства с помощью чего можно, передать всё цветовое богатство узора. Многие дошкольники украсили с помощью красок, другие решили сделать аппликацию. Затем на музыкальных занятиях воспитанники пробовали играть на трех ложках, прослушали песню «Золотая хохлома» в исполнении ансамбля «Забава», была выучена песня «Ложки деревенские» слова и музыка Зинаиды Роот. Ребята дома рассказали, что на музыкальном занятии они пробовали играть на трех ложках, расписали Хохломским узором макеты ложек. Родители, забирая детей из группы детского сада, обратили внимание на информационный материал «Детям о народных промыслах России» и выставку детских работ «Посуда», предложили принести из дома познавательную литературу и изделия народных промыслов России. Воспитатели с помощью родителей группы оформили книжный центр — «Разноцветная Россия» и мини – музей «Ярмарка ремесел». Дети с огромным интересом рассматривали иллюстрации в книгах, изделия народного промысла России, делились полученной информацией дома и в детском саду. Педагогами группы совместно с детьми были созданы настольно — печатные игры «Домино» и «Составь фигуру». Ребята вспомнили, что матрешки тоже являются народным промыслом. Детям захотелось узнать подробнее о матрешках, как они появились, каким узором их украшают. Выучили небольшой стих о матрешках: Эти русские матрешки, Сколько их там не поймешь, Педагоги группы рассказали детям об истории возникновения матрешки, дошкольники узнали о том, где была изготовлена первая матрешка, почему она так называется, рассмотрели узоры на матрешках. Так же оформили мини — музей матрешек. Ребята с интересом рассматривали матрешек, которые принесли из дома. Матрешки — барыни, Семеновская матрешка, Полхов-Майданская матрешка, матрешки со сказками и др. Дошкольники предложили педагогам самим сделать «Матрешку» с помощью пластилинографии, а также украсить матрешку различными материалами — пайетками, бусинами, бисером, стразовыми, лентами и т.д. Продолжая знакомить детей на музыкальных занятиях с народными традициями, с ними была разучена песня «Русская матрешка» слова и музыка З. Роот. С большим интересом играли в дидактическую игру «Собери матрешку», сделанную своими руками с помощью педагогов. Для детей педагогами группы был проведен досуг «В гостях у Матрешки». Рассматривая познавательную литературу, детей заинтересовала матрешка, украшенная росписью «Гжель». Ребята сразу сказали, что знакомы с этим видом народного промысла. Чудо с синими цветами, Далее воспитатели рассказали детям о народном промысле «Гжель». В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой. Педагоги с детьми рассмотрели гжельские сувениры. Продолжая знакомить на музыкальных занятиях с народным творчеством, ребята выучили новую песню «Гжель», прослушали русскую народную песню «Гжель, гжель» и разучили танец «Гжель». Новый разученный материал был исполнен на праздничном мероприятии «День матери». Дети совместно с воспитателями изготовили подарки к празднику «Гжельские тарелочки» из пластилина и подарили их мамам. Так же в свободной деятельности раскрашивали раскраски, гжельские узоры. Дети захотели сделать еще, что-то своими руками и предложили расписать чайную пару под «Гжель». Позже дошкольники с большим удовольствием собирали пазлы, сделанные своими руками. В свободное время дети играли в народную игру «Матушка гжель». Далее дети вспомнили другие виды народных промыслов, с которыми знакомились ранее: Жестовская роспись, Филимоновская и Дымковская игрушки. Дети захотели получить более подробную информацию о Жостовской росписи. Педагоги предложили родителям рассказать дома о происхождении народного промысла «Жостово», а затем ребята поделятся полученной информацией. Родители дома рассказали о промысле «Жостово». В группе ребята поделились полученной информацией о том, что узнали дома. Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, есть деревня Жостово. Подмосковная деревушка стала известна всему миру из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса, но никто в мире не может писать по металлу цветы лучше, чем местные народные умельцы. Детям очень понравился рассказ друзей, они спросили, можем ли мы сами сделать и расписать «Жостовские подносы»? Ребятам была предложена пластиллинография. Дети и педагоги сделали дидактические игры «Собери узор на подносе» и «Лото». Педагоги напомнили детям, что существует еще очень много различных народных промыслов. Одним из них является о «Филимоновская игрушка». Как и все народные промыслы, «Филимоновская игрушка», также появилась в Тульской области, в небольшой деревеньке Филимоново. Благодаря особой глине, издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый. Ребята во время НОД по изо-деятельности расписывали петушков. Так же совместно с детьми была изготовлена дидактическая игра «Найди пару». Продолжая знакомить дошкольников с народными промыслами России, педагоги группы расширили знания детей о дымковской игрушке. Где родилась Дымковская игрушка? Из чего ее делают и как? С воспитанниками группы была проведена беседа, из которой дети узнали, что в Дымковской слободе – деревне издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. Она расположена на берегу реки, по утрам над рекой бывают туманы, как бы покрывая ее дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки. С детьми группы выучили стихотворение о дымковской игрушке. Рассмотрели игрушки, какими узорами она расписана. Ребята предложили сделать аппликацию и украсить дымковскую лошадку. Так же воспитатели группы совместно с детьми изготовили дидактическую игру «Подбери узор», в которую дети играли с большим удовольствием. Во время свободной деятельности детей в группе были прослушаны аудиозаписи «Дымковская игрушка» и «Жестовский букет». В период самоизоляции детям совместно с родителями было предложено посмотреть мастер-класс, созданный педагогами группы: «Дымковская игрушка» и попробовать дома самим сделать и украсить дымковскую игрушку – петушка. Итогом проектной деятельности стало пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы. Детьми совместно с родителями были изготовлены различные изделия народно — прикладного творчества. Так же педагогами греппы совместно с детьми был создан лэпбук «Народные промыслы».
|