Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без Попечения родителей, г. Черемхово»
Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. Без них не обходился не один праздник.
Подготовила: Каширина Евгения Сергеевна Воспитатель группы № 1
Актуальность:
Россия на рубеже двадцать первого веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Скачать конспект
Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры — верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры
Задачи:
- Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.
- Подготовить условия для реализации проекта.
- Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
- Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
- Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредствам хороводных игр.
- Систематизировать практические материалы, созданные в ходе реализации проекта.
Срок реализации проекта 7 месяцев.
Участники проекта:
- музыкальный руководитель
- инструктор по физической культуре
- воспитатели
- дети группы № 1
Методы исследования:
- педагогическое наблюдение
- интервью детей
- оформление уголков в группе для познавательного развития детей.
Предполагаемые результаты
Результаты продукты:
- календарно — перспективное планирование, картотека хороводных игр для детей среднего возраста, аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр, видеотека хороводных игр
- конспекты, сценарии мероприятий
- фотографии, видеозаписи мероприятий
- атрибуты, элементы костюмов для хороводных игр.
Результаты эффекты:
- У детей сформирован устойчивый интерес к истокам русской народной культуре через хоровод и хороводные игры
-У детей развито чувство ритма и музыкального слуха.
- Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.
- Усовершенствованы двигательные навыки (от медленного шага до бега).
- Сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры.
- У детей сформирован навык действовать вместе, сотрудничать.
- Дети познакомились с некоторыми древними традициями и обычаями, связанными с хороводными играми.
Задачи и приёмы освоения хороводных игр
Возрастная группа
|
Задачи хороводных игр
|
Организация игр
|
Приёмы освоения
|
Первая младшая (1,5–3 года)
|
- Развитие крупной моторики, координации движений.
- Формирование слухового внимания.
|
Малыши учатся вставать в круг и водить хоровод. В начале обучения хороводным играм рекомендуется ставить в центр круга игрушку, она будет ориентиром для ребят. Двигаться чётко по кругу детям второго года жизни сначала сложно. В помощь им можно обозначить окружность на полу изолентой или наклейками. Песню исполняют взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители. Разучивают игру-хоровод несколько раз в неделю.
|
Показ игры взрослыми (показывают воспитатель и нянечка, музыкальный руководитель и воспитатель и т. д.).
|
Вторая младшая (3–4 года)
|
- Развитие умение двигаться в соответствии со словом, по тексту песни.
- Развитие музыкальных умений: двигаться в соответствии с ритмом и темпом музыкам, подпевать.
|
Усложняются движения по кругу:
- Добавляются танцевальные движения (приседания, хлопки, галоп);
- Включается имитация движений животных (зайчики прыгают, медведь топает, лисичка крадётся).
Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать. Игра-хоровод разучивается ежедневно: на досуге, во время музыкального занятия, на прогулке.
|
- Частичный показ движений (взрослыми или при помощи перчаточных кукол).
- Предварительный анализ песенных персонажей: каковы игровые образы, какой у них характер, повадки.
|
Средняя (4–5 лет)
|
- Развитие умения петь хором.
- Синхронизация хороводного шага с темпом песенного исполнения.
|
Дети самостоятельно исполняют хороводные песни. В первой половине дня воспитатель разучивает с ребятами текст, во второй — движения.
|
Старшая (5–6 лет)
|
- Развитие умения выразительно исполнять танцевальные и игровые движения.
- Формирование умения передавать эмоции в песне.
- Развитие внимания и ловкости (особенно во время хороводных перестроений).
|
Старшие дошкольники быстро выучивают слова песен. А движения игр-хороводов становятся сложнее: появляются перестроение по правилам, выстраивание фигуры. В первой половине дня рекомендуется разучивать хороводные движения, во второй — текст песни. Новую игру следует повторять с ребятами 2–3 раза в течение дня, для закрепления — 1–2 раза.
|
- Дети осваивают игру через прослушивание устных инструкций. Возможен параллельный к объяснению показ: вызвавшиеся ребята демонстрируют движения, которые называет педагог.
- Самостоятельный анализ игровых образов.
- Обогащение хороводных игр через придумывание новых образов.
|
Подготовительная (6–7 лет)
|
- Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (при построении хороводных фигур).
- Создание мотивации к самостоятельному песенно-игровому творчеству.
|
Этапы освоения хороводной игры
Этап освоения игры-хоровода
|
Содержание работы
|
Предварительная работа педагога
|
Прежде чем знакомить ребят с новой игрой, настоятельно рекомендуется воспитателю разобрать её составляющие для себя:
- 1.Изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года её проводили, кто участвовал в ней — дети могут спросить об истории игры);
- 2.Выучить текст песни, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить;
- 3.Запомнить движения, чтобы продемонстрировать их детям.
|
Подготовительный этап для воспитанников
|
- 1.Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода:
- Рассматривание иллюстраций по теме игры;
- Проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры;
- Продуктивное творчество по теме (сделать аппликацию или коллективную композицию из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры);
- Просмотр презентации или видеоролика, как водят этот хоровод;
- Изготовление атрибутов для игры (для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей-животных).
- 2.Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений).
- 3.Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чём поётся, настроение песни, проблематика.
|
Разучивание
|
- 1.Разучивание песни.
- 2.Разучивание танцевальных движений и хороводных перестроений.
Как было сказано ранее, с младшими и средними дошкольниками сначала учат песню, со старшими — последовательность и характер движений.
|
Проведение игры
|
Часто в детском саду новая хороводная игра разучивается к какому-либо мероприятию, на котором будет проведена:
- Утренник: праздник осени, новогодний бал, весенний праздник;
- Народный праздник: рождественские (святочные) гуляния, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала;
- Тематический досуг: спортивный праздник, неделя народных игр.
|
Картотека хороводных игр в детском саду
Группа
|
Игры-хороводы
|
Чем полезны для этой возрастной группы
|
Ясельная (первая младшая)
|
«Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к центру, потом «пузырь» раздувается и лопается. «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке». «Карусель». Песенное сопровождение: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели». В центре хоровода стоит столбик с ленточками или воспитатель, к поясу которого прикреплены длинные ленты. Звучит песня, дети держатся за концы лент и закручивают карусель со всё ускоряющимся темпом (по словам песни), затем в обратную сторону раскручивают ленты.
|
У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять.
|
Младшая (вторая)
|
«Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят. «Матрёшки». Песня: «А у нас, как у нас чистые ладошки». Дети идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем слова песенки, выполняют движения, о которых говорится в тексте. «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут. «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д.
|
В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни.
|
Средняя
|
«Кабачок» / «Колпачок». Песенное сопровождение: «Кабачок, кабачок — тоненькие ножки». Дети водят хоровод вокруг «кабачка». После исполнения песни участниками хоровода, «кабачок» исполняет импровизированный танец и меняется с роль/ с другим ребёнком. «Мышки и детки» / «Кошки-мышки». Песня: «Ах, как мыши надоели!» Дети делятся на две команды (мышки и детки/кошки). Детки образуют круг, держатся за руки, подняв их вверх. Через получившиеся воротца пробегают мышки, пока звучит песенка. Когда песня закончилась, руки-воротца опускаются, кто остался внутри круга, того поймали из мышат. «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. Последние слова песенки произносит только один из участников, кого по голосу должен угадать «медведь». «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в центре хоровода и «дремлет». На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель. «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга.
|
Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость.
|
Старшая и подготовительная
|
«Ниточка» / «Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи). «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь. «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении. «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает. «Горелки» / «Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих. «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята. «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним.
|
Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные пре
|
|