Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего».
А. М. Горький
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребёнку настоящую колыбельную песню? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своём доме красивую детскую книгу, репродукции картин великих мастеров, слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов всё меньше и меньше. Мы, педагоги, проводим огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки своего народа, до приобщения дошкольников к русскому народному творчеству. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа. Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.
Хотелось бы познакомить вас с некоторыми жанрами малых фольклорных форм народного творчества. Итак:
- Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.
- Считалки – замечательный речевой материал для детей, в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.
- Тараторки (скороговорки) — шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава приносит очень большую пользу — используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.
- Переклички — представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки.
- Поговорки — это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Часто носит юмористический характер. Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление. Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы.
- Пословицы – это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица — это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.
- Загадки – это тоже малая фольклорная форма. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь. Загадка развивает догадливость и сообразительность.
- Дразнилки – это насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
- Игры — своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Наши предки с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями плясками, хороводами.
- Молчанки и голосянки – связаны с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой... Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.
- Колыбельные песни — столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. В них можно отчетливо увидеть то трепетное отношение любящей мамы к сыну или дочери, которое закрепляется в образных, рифмованных текстах. Эти коротенькие песенки помогают ребенку познавать мир. Они становятся для ребенка первыми, а часто незабываемыми уроками заботы, терпения, доброты.
- Заклички – это стихотворные обращения к явлениям природы, с помощью которых призывали времена года, приветствовали солнышко, дождик и многое другое. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары.
- Прибаутками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.
- Сказка – это эффективное средство воздействия на личность ребенка. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, постепенно и естественно дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия.
Чтобы облегчить себе работу по приобщению детей к народному фольклору, в группе целесообразно создать картотеки по всем видам жанров народного творчества, например:
1. «Картотека малых фольклорных форм» включает в себя:
- заклички для дождя; о явлениях природы; насекомых, животных и растениях, о временах года
- дразнилки, поддевки, мирилки
- небылицы – перевертыши
- считалки
- тараторки, или скороговорки
- загадки
- переклички
- голосянки и молчанки
- игровые приговоры.
2. «Картотека русских народных игр» включает в себя:
- русские народные игры с целями и кратким ходом игры
- русские народные календарные игры (Православные праздники, именины) с целями и кратким ходом игры.
3. «Картотека пословиц и поговорок» включает в себя пословицы и поговорки о:
- дружбе и вражде
- о Родине
- о труде и работе
- о времени
- о временах года
- о животных
- о маме
- о книгах, чтении, языке и слове
- о пище
- о сохранении здоровья
- о воде
- о месяцах.
4. «Картотека фольклорных песенок» включает в себя:
- потягушки – порастушки
- агушки
- потешки
- потешки для режимных моментов
- потешки на вырост
- прыгалки – ладушки
- прибаутки
- колыбельные и другие песенки
- уговоры.
5. «Картотека обрядовых фольклорных песен» включает в себя обрядовые песни и приговоры на основные православные праздники:
- Жаворонки.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре и традициям своего народа, что в наше время очень актуально. Знакомя детей с различными фольклорными формами, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Подготовила
Богданова Светлана Сергеевна,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №25»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
|