ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Фольклор | |||
Автор: Врубляускас Анна Юрьевна Исакова Екатерина Александровна Скопинцева Светлана Юрьевна Шилова Екатерина Михайловна | |||
15.09.2020 16:24 | |||
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты «Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса муниципальнöйвелöдан учреждение Краткосрочный проект «Жила – была Коми сказка» (Проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной.) Г. ВОРКУТА ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно — патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются знания об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способы деятельности, связанные с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным и художественным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идет о прогрессивном социальном национальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
Одним из основных средств реализация регионального компонента в работе с дошкольниками в нашем образовательном учреждении является технология проектной деятельности, которая позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В. А. Сухомлинский. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким самобытным народным языком, учат детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние. Представляем Вашему вниманию краткосрочный проект «Жила – была Коми сказка» Краткая аннотация проекта. Настоящий проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной, Участники проекта: дети средней и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели дошкольных групп. Время проведения проекта январь 2019 – март 2019 г. Тип проекта:
Результаты проекта: Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок» Пополнение центра нравственно – патриотического воспитания продуктами проекта. Пополнение центра художественной литературы сборниками коми сказок: «Шанежка», «Пера — богатырь», «Коми народные сказки» составитель Ф.В. Плесовский; иллюстрации к коми сказкам. Буктрейлер «Соломония Пылаева, автор сказок сборника «Шанежка». Видеопрезентация тактильной развивающей книги «Пера и Зарань». Тактильная развивающая книга. Коми сказка «Пера и Зарань». Выпуск электронного журнала для родителей воспитанников «Филиппок» по приобщению дошкольников к коми художественной литературе. Викторина для старших дошкольников «Жила – была Коми сказка». Праздник «В гостях у сказки» для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Картотека дидактических и подвижных коми игр. Результаты для детей: Театрализация коми сказки «Медвежьи няньки». Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии». Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок». Реализация проекта: Беседы. Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Работа в книжном уголке. Создание выставки. Продуктивная деятельность. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Подвижные, хороводные игры. Настольные игры. Физкультминутки. Театрализованная деятельность. Самостоятельная игровая деятельность детей. Музыка. Просмотр мультфильмов. Презентации. Работа с родителями. Методы проекта:
Актуальность Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры, способствующее приобщению к культурному наследию необходимо начинать в детские годы. Воспитание на материале этнокультурных традиций раскрывает подрастающему поколению истоки духовной жизни своего народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественный вкус и мировоззрение. При организации проектной деятельности мы сделали основной упор на преемственности двух возрастных групп (средней и подготовительной), что позволило нам вдохновить детей на поиски ответов на детские вопросы, помогло старшим детям передать полученный опыт младшим, воспитать доброжелательное отношение детей друг к другу, научить взаимодействовать в парах, мини группах, коллективах. Цель для детей: приобщение детей к творчеству коми народа, через коми сказки. Цель для педагогов: приобщение детей, родителей и педагогов к культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям на основе использования сказок детской коми писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народных сказок. Задачи:
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа. 1 этап – подготовительный. Цель: Формирование социально – нравственных качеств у детей среднего и старшего дошкольного возраста через коми сказки. Задачи данного этапа:
Взаимодействие с родителями:
Цель: реализация проекта. Мероприятия проекта: 1. Беседы: Беседа на тему: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для детей старшей группы. Беседа с детьми младшей группы по теме «Мои любимые сказки». Цикл бесед на тему: «Сказки народа коми» для детей старшего дошкольного возраста. Беседа по теме: «Сказки бабушки Соломонии» с детьми старшего и младшего дошкольного возраста (с мультимедийным сопровождением). 2. Непосредственно образовательная деятельность: Рисование на тему «Иллюстрации к сказке С. Пылаевой «Шанежка». Викторина «Жила – была коми сказка». Аппликация на тему «Пера и Зарань» (коллективная работа) для детей старшего дошкольного возраста. Лепка на тему: «Восьминогая собака» для детей старшего дошкольного возраста. Социально – коммуникативное развитие «Доброта в коми сказках» для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Спортивный праздник «По следам героев легенд и преданий земли коми» для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Первичные представления о себе и окружающем мире «Богатства моей малой Родины» для детей старшего и среднего дошкольного возраста. Развитие речи «Что за чудо эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста. 3. Чтение художественной литературы: Сказки С.В. Пылаевой: «Лягушата — болтушата»; «Зуб Ёмы»; «Шанежка»; «Медведь — лентяй»; «Спасибо»; «Серебряный котёл»; «Бестолковый волк»; «Кот — рыболов». Коми народные сказки: «Пера — богатырь»; «Пера и Зарань»; «Чукля»; «Йиркап»; «Восьминогая собака»; «Яг — морт»; «Сорока и мышь»; «Медвежьи няньки»; «Марпида царевна». 4. Работа в книжном уголке: Рассматривание иллюстраций к сказкам. Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии». Ремонт книг. Рассматривание иллюстраций А. Мошева к сказкам. 5. Взаимодействие с социумом. Экскурсия в центральную городскую библиотеку имени А.С. Пушкина. Краеведческий музей, экскурсия в Центр национальных культур. 6. Создание выставок: Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок». 7. Дидактические игры: «Найди по описанию иллюстрацию к сказке»; «Что лишнее»; «Собери картинку»; «Парные картинки». 8. Пальчиковые игры. 9. Хороводные игры: «Белый шаман» (Еджит шаман); «В хороводе мы играем» (Кытшэн ворсам); «Дудочка» (Пэлян); «Зайчик пляшет» (Кэч йоктэ); «Ищем игрушку» (Корсям чача). 10. Театрализованная деятельность: Настольный театр с использованием тактильной книги «Пера и Зарань». Театрализация сказки «Медвежьи няньки». 11. Самостоятельная игровая деятельность детей: Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов. Раскрашивание иллюстраций в раскрасках. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры. 12. Музыка: «Топ – топ» (музыка и слова Н. Пахоруков). «Заяц – зайченок» (Слова Л. Старцева, музыка Н. Пахоруков). «Марья Моль». «Зиль – зёль». «Олом Вылон». Игра на ложках под музыкальное произведение «Марья Моль». 13. Просмотр мультфильмов: «Замочек с секретом»; «Сказание о Кудым — Оше»; «Чукля»; «Сказ о Пере богатыре»; «Верешок»; «Охотник Йиркап»; «Девочка с веретёнцем». 14. Мультимедийные презентации: «Что за прелесть — эти коми сказки!» «Мудрых сказок волшебство»; «Сказочный мир Республики Коми»; «Герои коми сказок». 15. Работа с родителями: Провести анкетирование родителей. Оформить стенд для родителей «Роль коми сказок в формировании личности ребенка». Консультация для родителей «Приобщение детей к коми народным сказкам». Подбор познавательного и иллюстрированного материала. Помощь в изготовлении тактильной книги «Пера и Зарань». Помощь в пополнении групповых центров: нравственно – патриотического воспитания и центра художественной литературы. III Заключительный этап Цель: подведение итогов проекта «Жила – была Коми сказка». Ожидаемый результат проекта.
Оценка качества реализации проекта. Проект «Жила – была Коми сказка» предусматривает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами и рассчитан на 3 месяца. Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности. Все участники образовательных отношений являлись активными помощниками в работе над проектом. Знакомясь с творчеством С.В. Пылаевой и коми народными сказками, дети познают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты», умей веселиться, но помни: «Делу время, потехи — час», береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства», цени Отчизну свою: «Древо крепко корнями, а Отчизна сыновьями». Дети научились проявлять эмпатию. В результате сопереживания у детей появилось новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям, произошло приобщение к знаниям и культуре своего народа. Перспектива проекта: Изучение коми народных игр и создание кружка народного творчества.
|