Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фольклор
Автор: Врубляускас Анна Юрьевна Исакова Екатерина Александровна Скопинцева Светлана Юрьевна Шилова Екатерина Михайловна   
15.09.2020 16:24

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса муниципальнöйвелöдан учреждение

Краткосрочный проект «Жила – была Коми сказка»

(Проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной.)

Г. ВОРКУТА

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КОМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дошкольный возраст — благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно — патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются знания об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способы деятельности, связанные с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным и художественным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идет о прогрессивном социальном национальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.

 

Одним из основных средств реализация регионального компонента в работе с дошкольниками в нашем образовательном учреждении является технология проектной деятельности, которая позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский.

Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку.

Коми народные сказки вбирают в себя лучшие национальные традиции. Рассказывают нам о нравственных качествах человека, о красоте северной природы ярким самобытным народным языком, учат детей понимать «доброе и злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие не только к людям, но и к природе, понимать ее состояние.

Представляем Вашему вниманию краткосрочный проект

«Жила – была Коми сказка»

Краткая аннотация проекта.

Настоящий проект разработан воспитателями высшей квалификационной категории Врубляускас Анной Юрьевной, Свениной Екатериной Александровной. Скопинцевой Светланой Юрьевной, Шиловой Екатериной Михайловной,

Участники проекта: дети средней и подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели дошкольных групп.

Время проведения проекта январь 2019 – март 2019 г.

Тип проекта:

  • по числу учащихся – групповой,
  • по предметно-содержательной области – межпредметный (познавательно-творческий, познавательно — игровой)
  • по продолжительности – краткосрочный

Результаты проекта:

Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок»

Пополнение центра нравственно – патриотического воспитания продуктами проекта.

Пополнение центра художественной литературы сборниками коми сказок: «Шанежка», «Пера — богатырь», «Коми народные сказки» составитель Ф.В. Плесовский; иллюстрации к коми сказкам.

Буктрейлер «Соломония Пылаева, автор сказок сборника «Шанежка».

Видеопрезентация тактильной развивающей книги «Пера и Зарань».

Тактильная развивающая книга. Коми сказка «Пера и Зарань».

Выпуск электронного журнала для родителей воспитанников «Филиппок» по приобщению дошкольников к коми художественной литературе.

Викторина для старших дошкольников «Жила – была Коми сказка».

Праздник «В гостях у сказки» для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических и подвижных коми игр.

Результаты для детей:

Театрализация коми сказки «Медвежьи няньки».

Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии».

Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок».

Реализация проекта:

Беседы. Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Работа в книжном уголке. Создание выставки. Продуктивная деятельность. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Подвижные, хороводные игры. Настольные игры. Физкультминутки. Театрализованная деятельность. Самостоятельная игровая деятельность детей. Музыка. Просмотр мультфильмов. Презентации. Работа с родителями.

Методы проекта:

  • словесные: беседы, консультации для родителей, рассказы, чтение художественной литературы, объяснения, похвала, диалог;
  • наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунков, презентаций;
  • игровые: дидактические и настольные игры, сюжетно-ролевые игры, музыкально — двигательные игры, сюрпризные моменты, ситуации; игры спортивного характера;
  • практические: виртуальное путешествие (экскурсии в школьную и городскую библиотеки), наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Актуальность

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры, способствующее приобщению к культурному наследию необходимо начинать в детские годы. Воспитание на материале этнокультурных традиций раскрывает подрастающему поколению истоки духовной жизни своего народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественный вкус и мировоззрение.

При организации проектной деятельности мы сделали основной упор на преемственности двух возрастных групп (средней и подготовительной), что позволило нам вдохновить детей на поиски ответов на детские вопросы, помогло старшим детям передать полученный опыт младшим, воспитать доброжелательное отношение детей друг к другу, научить взаимодействовать в парах, мини группах, коллективах.

Цель для детей: приобщение детей к творчеству коми народа, через коми сказки.

Цель для педагогов: приобщение детей, родителей и педагогов к культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям на основе использования сказок детской коми писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народных сказок.

Задачи:

  1. Формировать интерес детей к этнокультуре коми как самобытной и уникальной области народного наследия.
  2. Познакомить детей с элементами материальной и духовной культуры коми (традиционный быт, народное изобразительное искусство, устное народное творчество).
  3. Познакомить детей с творчеством писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народными сказками.
  4. Развивать эмоциональный отклик детей на произведения художественной литературы.
  5. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, трудолюбие и лень, щедрость и жадность, храбрость и трусость, и т. п.
  6. Развивать умения и навыки в художественно — изобразительной деятельности по мотивам произведений устного народного творчества коми.
  7. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.
  8. Способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса детей через театрализованную деятельность.
  9. Обогащение активного словаря детей.
  10. Воспитывать у детей уважение к самому себе, к своей Родине, к обычаям и традициям коми народа.
  11. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
  12. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьями воспитанников, способствующий воспитанию у детей интереса к сказкам родного края.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап – подготовительный.

Цель: Формирование социально – нравственных качеств у детей среднего и старшего дошкольного возраста через коми сказки.

Задачи данного этапа:

  1. Постановка цели и задач, определение направлений, выбор методов, приемов, форм работы.
  2. Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по данной теме. Подбор коми народных сказок. Подбор иллюстраций к коми народным сказкам.
  3. Подбор иллюстративного материала, игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольных), музыкального сопровождения, атрибутов для игровой, познавательной деятельности, подборка интернет образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, мультипликационных фильмов).
  4. Создание условий для изобразительной, продуктивной и игровой деятельности детей.
  5. Составление плана мероприятий с детьми при участии родителей.
  6. Наблюдение за детьми с целью выявления знаний и представлений у детей о коми сказках и их героях.

Взаимодействие с родителями:

  1. Проведение бесед с родителями воспитанников с целью возрождения интереса к культурному опыту художественной литературы через коми сказки.
  2. Совместная деятельность детей и родителей по оформлению предметно-развивающей среды и участие в образовательной деятельности.
  3. Основной этап

Цель: реализация проекта.

Мероприятия проекта:

1. Беседы:

Беседа на тему: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» для детей старшей группы. Беседа с детьми младшей группы по теме «Мои любимые сказки». Цикл бесед на тему: «Сказки народа коми» для детей старшего дошкольного возраста. Беседа по теме: «Сказки бабушки Соломонии» с детьми старшего и младшего дошкольного возраста (с мультимедийным сопровождением).

2. Непосредственно образовательная деятельность:

Рисование на тему «Иллюстрации к сказке С. Пылаевой «Шанежка».

Викторина «Жила – была коми сказка».

Аппликация на тему «Пера и Зарань» (коллективная работа) для детей старшего дошкольного возраста.

Лепка на тему: «Восьминогая собака» для детей старшего дошкольного возраста.

Социально – коммуникативное развитие «Доброта в коми сказках» для детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Спортивный праздник «По следам героев легенд и преданий земли коми» для детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Первичные представления о себе и окружающем мире «Богатства моей малой Родины» для детей старшего и среднего дошкольного возраста.

Развитие речи «Что за чудо эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста.

3. Чтение художественной литературы:

Сказки С.В. Пылаевой: «Лягушата — болтушата»; «Зуб Ёмы»; «Шанежка»; «Медведь — лентяй»; «Спасибо»; «Серебряный котёл»; «Бестолковый волк»; «Кот — рыболов».

Коми народные сказки: «Пера — богатырь»; «Пера и Зарань»; «Чукля»; «Йиркап»; «Восьминогая собака»; «Яг — морт»; «Сорока и мышь»; «Медвежьи няньки»; «Марпида царевна».

4. Работа в книжном уголке:

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Создание книжки-малышки: «Животные в сказках бабушки Соломонии». Ремонт книг. Рассматривание иллюстраций А. Мошева к сказкам.

5. Взаимодействие с социумом.

Экскурсия в центральную городскую библиотеку имени А.С. Пушкина.

Краеведческий музей, экскурсия в Центр национальных культур.

6. Создание выставок:

Выставка творческих работ «Сюжеты Коми сказок».

7. Дидактические игры:

«Найди по описанию иллюстрацию к сказке»; «Что лишнее»; «Собери картинку»; «Парные картинки».

8. Пальчиковые игры.

9. Хороводные игры:

«Белый шаман» (Еджит шаман); «В хороводе мы играем» (Кытшэн ворсам); «Дудочка» (Пэлян); «Зайчик пляшет» (Кэч йоктэ); «Ищем игрушку» (Корсям чача).

10. Театрализованная деятельность:

Настольный театр с использованием тактильной книги «Пера и Зарань». Театрализация сказки «Медвежьи няньки».

11. Самостоятельная игровая деятельность детей:

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов. Раскрашивание иллюстраций в раскрасках. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры.

12. Музыка:

«Топ – топ» (музыка и слова Н. Пахоруков). «Заяц – зайченок» (Слова Л. Старцева, музыка Н. Пахоруков). «Марья Моль». «Зиль – зёль». «Олом Вылон». Игра на ложках под музыкальное произведение «Марья Моль».

13. Просмотр мультфильмов:

«Замочек с секретом»; «Сказание о Кудым — Оше»; «Чукля»; «Сказ о Пере богатыре»; «Верешок»; «Охотник Йиркап»; «Девочка с веретёнцем».

14. Мультимедийные презентации:

«Что за прелесть — эти коми сказки!» «Мудрых сказок волшебство»; «Сказочный мир Республики Коми»; «Герои коми сказок».

15. Работа с родителями:

Провести анкетирование родителей. Оформить стенд для родителей «Роль коми сказок в формировании личности ребенка». Консультация для родителей «Приобщение детей к коми народным сказкам». Подбор познавательного и иллюстрированного материала. Помощь в изготовлении тактильной книги «Пера и Зарань». Помощь в пополнении групповых центров: нравственно – патриотического воспитания и центра художественной литературы.

III Заключительный этап

Цель: подведение итогов проекта «Жила – была Коми сказка».

Ожидаемый результат проекта.

  1. Дети проявят интерес к этнокультуре коми как самобытной и уникальной области народного наследия.
  2. Дети заинтересуются творчеством писательницы и сказительницы С.В. Пылаевой и коми народными сказками.
  3. Дети научатся различать хорошие и плохие поступки, добрых и злых героев сказок, честность и справедливость.
  4. Дети пополнят активный словарь по данной теме.
  5. Дети станут активными слушателями художественных произведений.
  6. Расширение нравственно – патриотической и художественной среды группы.
  7. Родители станут активными участниками в жизни группы и учреждения.
  8. Педагоги пополнят педагогическую копилку новыми методическими разработками.

Оценка качества реализации проекта.

Проект «Жила – была Коми сказка» предусматривает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, родителями и педагогами и рассчитан на 3 месяца.

Реализация проекта происходила через разные виды детской деятельности.

Все участники образовательных отношений являлись активными помощниками в работе над проектом. Знакомясь с творчеством С.В. Пылаевой и коми народными сказками, дети познают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты», умей веселиться, но помни: «Делу время, потехи — час», береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства», цени Отчизну свою: «Древо крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

Дети научились проявлять эмпатию. В результате сопереживания у детей появилось новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям, произошло приобщение к знаниям и культуре своего народа.

Перспектива проекта:

Изучение коми народных игр и создание кружка народного творчества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год