Проект «Познаём родную культуру»
Участники:
- дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
- воспитатели;
- родители:
- социальные партнёры (сотрудники историко-архитектурного и художественного музея).
Сроки проведения: сентябрь 2018г – май 2019г.
Итоговое событие: развлечение «Русская ярмарка»
Цель проекта: создание условий для приобщения детей к истокам русской народной культуры.
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» К. Д. Ушинский
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена культура своего народа, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Скачать проект
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается наем очень поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.
Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает не проходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Вбирая в себя исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки, обогащает знания детей о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Задачи проекта:
Направления развития
|
Задачи
|
Воспитательные
|
Развивающие
|
Обучающие
|
Социально-коммуникативное развитие
|
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной культуре;
воспитание в детях уважение к трудолюбию русского народа;
воспитание чувства гордости за подвиги русского народа.
|
развитие общения, социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к своим предкам;
развивать интерес к истории и культуре своего народа.
|
углублять представления о своей стране,
расширить представления детей об истории и культуре родной страны;
|
Познавательное развитие
|
пробудить в детях чувство любви к истории родной страны, уважение к его традициям и обычаям;
|
развивать познавательную активность детей.
|
формировать представления у детей об истории и культуре России.
|
Речевое развитие
|
формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово.
|
Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
Развивать способность к словотворчеству.
|
Познакомить детей с устным народным творчеством.
.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Формировать положительно-эмоциональный настрой, интерес к продуктивной деятельности;
приобщать к миру искусства.
|
Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к русской народной культуре;
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного декоративно-прикладного искусства.
|
Расширить представления детей о промыслах и ремёслах;
формировать у детей представления о вкладе народных мастеров в историческое наследие нашей Родины.
|
Физическое развитие
|
Воспитывать характер, волю, интерес к народному творчеству.
|
Развивать ловкость, координацию движений в народных подвижных играх.
|
Формировать у детей представления о народных подвижных играх.
|
Принципы реализации проекта.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)..
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, Отечеству.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Юрьев-Польского.
Ожидаемый результат:
Дети
- дети проявляют интерес к новому, неизвестному в истории и культуре России;
- дети активно участвуют в беседах о русской народной культуре;
- дети проявляют интерес к культурному наследию русского народа;
- дети испытывают уважение к традициям, интерес к особенностям культуры родной страны;
- дети приобрели навыки социального общения со взрослыми, проявляют внимание и уважение к предкам ;
- дети стали бережнее относиться к родной природе, результатам труда других людей;
Педагоги
- повысили уровень образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний по проблеме гражданственно-патриотического воспитания дошкольников.
Родители
- вовлечены в единое образовательное пространство,
- повысилась инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.
Комплексно-тематическое планирование
в подготовительной группе (приобщение к русской народной культуре).
Период
|
Тема
|
Задачи по приобщению к русской народной культуре.
|
Содержание
|
«Мы дошкольники»
|
2-11
сентября
|
«Наша группа»
|
Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
|
- рассматривание книг в «Центре книги «(русские народные сказки)
- чтение русских народных произведений.
- Оформление книжной выставки «Мои любимые русские народные сказки»
- Русские народные подвижные игры: «Ручеёк», «Бег по стволу».
- Русские народные хороводные игры: «Чурилки», Угадай чей голосок».
- Дид. игры: «Выставка старинных вещей», «Найди вещь».
|
14- 18 сентября
|
«Мы играем»
|
Познакомить с народной игрушкой (семёновская матрёшка, филимоновская игрушка), народными играми
|
- Беседа о семёновской матрешке.
- Русские народные подвижные игры: «Ручеек», «Бег по стволу».
- Русские народные хороводные игры: «Карусель», «Родничок»
- Д\и: «Обед для матрёшек»
|
«Осень золотая в гости к нам пришла, много нам сюрпризов осень принесла»
|
21-30 сентября
|
«Уж небо осенью дышало...»
|
Формировать представления об осенних народных приметах.
|
- Знакомство детей с приметами осени.
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
- Рассматривание альбома «Осень»
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок об осени.
- Отгадывание загадок на тему: «Осень».
- Выставка детских рисунков «Осень»
- Русские народные подвижные игры:
- «Золотые ворота», «Овечки».
- Русские народные хороводные игры: «Бабушка Маланья», «По дорожке Валя шла».
- Д/и «К какому времени года относится примета», «Времена года».
|
|
1 – 16 октября
|
«У нас в гостях Чеполино и его друзья»
|
Формировать представления о народном календаре (Куприянов-день)
|
- Знакомство детей с приметами куприянова дня.
- «Познакомить детей с понятием «корнеплод».
- Рассмотреть разные виды корней.
- Продолжать совершенствовать навык отгадывания загадок.
- Русские народные подвижные игры: «Затейники», «Колпачок».
- Русские народные подвижные игры: «Капуста», «Дедушка Рожок».
- Русские народные хороводные игры: «Затейники», «Колпачок».
- Д\и: «Вершки и корешки», «Узнай что это?»
|
19-31
октября
|
«Откуда хлеб пришёл?»
|
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, закрепить знания народных пословиц и поговорок, воспитывать бережное отношение к хлебу.
|
- Экскурсия в поле;
- Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи.
- Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба.
- Продолжать знакомить с пословицами о хлебе, объясняя детям непонятные выражения слов.
- Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка.
- Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.
- Русские народные подвижные игры: «Заря – зарница», «Дедушка Рожок».
- Д/и: «Откуда хлеб пришёл».
|
«Мой род – моя крепость».
|
2-13 ноября
|
«Край родной навек любимый»
|
Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.
|
- Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо»
- познакомить детей с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии.
- дать общее представление о способах ведения семейной летописи.
- Оформление фотовыставки по теме.
- Русские народные подвижные игры: «Чепела», «В перстень»
- Д\и: «Строители».
|
«Человек родился, чтобы трудиться»
|
16 -30 ноября
|
«Кем быть?»
|
Познакомить с произведений устного народного творчества о труде и мастерстве. Воспитывать уважение к труду колхозника.
|
- Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ.
- Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.
- Чтение произведений русского народного творчества.
- Разучивание пословиц и поговорок по теме.
- Русские народные подвижные игры: « Золотые ворота», «Кандалы».
- Русские народные хороводные игры: «Сокол», «Колпачок и палочка».
- Д/и: «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар».
|
«Что из чего и для чего»
|
1-11 декабря
|
«Что из чего и для чего»
|
Закрепить обобщающие понятия «инструменты», «материалы». Закрепить знания о материалах (дерево, металл, стекло, керамика, ткань, кожа, резина,. Формировать умение сравнивать свойства различных материалов. Закреплять умение классифицировать инструменты по видам. Закреплять представления о том для чего нужны инструменты и как безопасно с ними обращаться.
|
- Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий.
- Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду.
- Просмотр презентации: «Орудия труда»
- Русские народные подвижные игры: «Серп и молот», «Кузнец».
- Русские народные хороводные игры: «Огородник и воробей».
- Д/и: «Поможем мастерам».
|
«Ай да зимушка – зима! До чего ж ты хороша!»
|
1-18 декабря
|
«Что изменилось с приходом зимы?»
|
Расширить и обобщить представления детей о зиме как времени года. (Расширять представления детей об особенностях отображения зимы в произведениях искусства (живописи, поэзии, фольклоре, музыке). Воспитывать желание наблюдать за красотой зимней природы.
|
- Знакомство детей о характерных особенностях русской зимы.
- Рассматривание картины Г.М. Бобровского «Зима. Первый снег».
- Знакомство с русской народной песней «Как на тоненький ледок».
- Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».
- Оформление выставки детских рисунков «Пришла зима».
- Русские народные подвижные игры: «Мороз Красный нос», «Пять снежинок».
- Русские народные хороводные игры: «Воевода».
- Д/и: « К какому времени года относится примета?», «Собери снежинку».
|
«Новый год стучится в дверь. Открывай ему скорей!»
|
21-25 декабря
|
«В ожидании Нового года»
|
Знакомить детей с основами праздничной культуры.
Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года на Руси.
Поощрять стремление поздравить близких с
праздником, преподнести подарки, сделанные
своими руками.
|
- Продолжать знакомить детей с традициями празднования праздника Новый год.
- Чтение стихов про новый год.
- Разучивание новогодних песен «Что за новый год?», «Этот праздник к нам пришёл…»
- Проведение новогоднего утренника.
- Изготовление новогодних атрибутов для украшения группы.
- Русские народные подвижные игры: «Дед Мороз», «Мороз Красный и Синий нос».
- Русские народные хороводные игры: «Метелица», «В льдинку».
- Д/и: «Декоративные пазлы».
|
28 декабря – 8 января КАНИКУЛЫ
|
«Пришла зима, радость детям принесла»
|
11-15 января
|
«Пришла коляда –отворяй ворота»
|
Дать представления детям о том, что меняется с приходом зимы на Руси.
Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Святки), объяснить их происхождение и назначение. Продолжать формировать представления об устном народном творчестве. Воспитывать интерес к истории России, гордость, чувство причастности к великому русскому народу.
|
- Знакомство детей с праздником «Рождество» и традициями его празднования.
- Дать понятие о «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник.
- Формирование у детей чувство патриотизма.
- Развитие познавательной деятельности.
- Воспитание интереса к русской культуре.
- Просмотр презентации «Празднование Рождества на Руси»
- Русские народные подвижные игры: «Бабушка Маланья», «Медведь»
- Русские народные хороводные игры: «Воевода», «Метелица».
- Д\и: «Нарисуй узор», «Оденем куклу в русский наряд».
|
«Мой дом»
|
18-31 января
|
«Живая старина, утварь»
|
Закрепить представления детей о назначении дома, расширить представления о процессе строительства дома, о разнообразии домов, их отличиях. Формировать у детей представления об истории жилища человека. Познакомить с устройством русской избы.
. Воспитывать в детях умение видеть красоту своего родного дома.
|
- Знакомство детей с жилищем русского народа.
- Рассматривание альбома "Русские традиции. Убранство русской избы».
- Формировать представление о том, как строили жилище.
- Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке.
- Знакомство детей с предметами быта кухонной утвари, русской кухней.
- Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка.
- Развивать познавательную деятельность.
- Русские народные подвижные игры: «Горелки», «Кошки-мышки».
- Русские народные хороводные игры: «Воевода».
- Д/и: «Выставка старинных вещей», «Укрась избу».
|
|
|
|
|
1-14 февраля
|
«Что одеть?»
|
Знакомить детей с русским национальным костюмом.
|
- Продолжить знакомить детей с национальной одеждой.
- Сравнивание русской одежды в старину.
- Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки.
- Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»
- Д\и: «Как одевались наши предки», «Одень куклу в национальный костюм.
|
|
|
|
- Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды.
- показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек
|
«День защитника Отечества»
|
16-26 февраля
|
«Защитники земли русской»
|
Познакомить с преемственностью поколений защитников Родины : от былинных богатырей до нынешних солдат. Расширять гендерные представления. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
|
- Знакомство с традициями праздника «День защитника Отечества»
- Чтение стих-я «Дуют ветры в феврале»
- Разучивание песен ко дню защитника Отечества.
- Изготовление подарков, сделанных своими руками папе, дедушке.
- Русские народные подвижные игры: «Воевода», «Чепела».
- Русские народные хороводные игры: «Родничок», «Каблучок».
- Д/и: «Что сначала – что потом».
|
|
|
|
|
|
«Собирайся, народ – мамин праздник у ворот»
|
1 – 12
марта
8 Марта – Международный женский день.
|
«Поздравляем бабушек, мам, сестрёнок и наших девчонок»
|
Познакомить детей с историей возникновения праздника.
Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, формировать потребность радовать близких добрыми делами.
|
- Продолжать знакомство детей с укладом жизни русской крестьянской семьи.
- Формировать представление детей о роли матери в семье.
- Объяснить детям смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.)
- Составление рассказа «Моя мама»
- Изготовление открытки для мамы.
|
«У каждой пташки свои замашки»
|
15 -19 марта
|
«О тех, кто умеет летать»
|
Познакомить детей с народным праздником Сорок сороков, продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, совершенствовать умение детей делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе; продолжать развивать умение детей выразительно и четко рассказывать стихотворения, активировать речь детей; развивать у детей наблюдательность; продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности; развивать умениевзаимодействовать в группе сверстников
|
- Фольклорный праздник «Прилёт птиц (сорок сороков)»
- Ознакомление с муз. произведением «Песня жаворонка», «Песня птиц».
- Лепка из соленого теста жаворонков.
- Чтение стих-я П.Воронько «Журавли».
- Выставка творческих работ родителей и детей «Разные птицы из разного материала»
- Русские народные подвижные игры: «Совушка – сова». «Дедушка Рожок»
- Русские народные хороводные игры: «Родничок».
- Д\и «Угадай что за птица
|
««Весна к нам приближается быстрыми шагами , и сугробы тают под ее ногами»
|
22 - 31 марта
|
«К нам весна шагает быстрыми шагами. Праздник Масленицы».
|
Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.
Привить ребенку интерес к русским традициям.
Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа.
Воспитывать интерес к русской культуре, толерантность
|
- Знакомство детей с праздником весны -Масленицой.
- Просмотр презентации «Традиции празднования масленицы на Руси».
- Чтение стихов, пословиц, поговорок о масленице.
- Участие детей в народном гулянии «Масленица пришла - весну принесла!»
- Русские народные подвижные игры: «А мы Масленицу дожидали», «Малечина – Калечина».
- Русские народные хороводные игры: «Бабушка Маланья», «Медведь».
- Д/и: «К какому празднику относится предмет».
|
|
1 – 8 апреля
|
«К нам весна шагает быстрыми шагами. Праздник Пасхи».
|
Продолжать знакомить детей с праздниками весны. Дать представления о весеннем православном празднике Пасхи. Приобщать детей к традиции изготовления «писанок» (роспись пасхальных яиц).
Познакомить детей с традициями и обрядами, проходящими на Пасху.
|
- Знакомство детей с праздником Пасхи и обычаями празднования.
- Рассматривание картины П.Александрова «Катание на деревянных качелях.Пасха».
- Изготовление корзиночек, подставок для пасхальных яиц.
- Изготовление праздничных поздравительных пасхальных открыток.
- Оформление интерьера группы к празднику.
- Русские народные подвижные игры: «Веточка», «Горелочки с платочком».
- Русские народные хороводные игры: «Как на масленой неделе…»
- Д\и: «Укрась пасхальное яйцо».
|
«День мужества»
|
3 - 9 мая
|
«Майский праздник- День Победы отмечает вся страна»
9 мая – День Победы
|
Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы. Продолжать знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны в нашем городе ( памятник героям –землякам, мемориал, обелиск ). Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживания. Расширять представления детей об особенностях отображения героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях искусства (живописи, поэзии, музыке).
|
- Разучивание стихов. Посвящённых Дню победы.
- Экскурсии к местам памяти в городе (памятнику героям –землякам, мемориалу,
обелиску);
- Возложение цветов к мемориалу героям ВОВ;
- Изготовление поздравительной открытки для ветеранов;
- Праздник, посвященный Дню Победы с приглашение ветеранов «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- д\и «Создай свою открытку»
|
«Скоро лето!»
|
10 – 28 мая
|
«Скоро лето. Русские народные песни».
|
Познакомить детей с разнообразием видом русских народных песен. Дать понять как в древности люди встречали лето, как в этом им помол русский фольклор. Прививать у детей любовь к русским народным песням.
|
- Прослушивание русских народных песен.
- Просмотр музыкальной презентации «Встречаем лето с русскими народными песнями»
- Разучивание русских народных песен «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу».
- Русские народные подвижные игры: «Веточка», «Заря – Заряница».
- Русские народные хороводные игры: «Родничок», «Берёзка».
- Д\и: «Продолжи и назови».
|
Используемая литература.
- А.А. Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками» Изд.: «ТЦ СФЕРА» 2016г.
- Л.В. Садертинова «Проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира дошкольников» Изд.: «Шерлок – пресс» 2017г.
- Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» Изд.: ТЦ СФЕРА , М.2003г.
- О.Л.Князева,М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб: «Детство-Пресс»,2006г.
- С.Р.Николаева «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками» СПб: «Детство-Пресс» 2004г.
- М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду» Изд.: Мозайка-Синтез, 2006г.
|