Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка) |
Фольклор | |||
Автор: Лазукова Людмила Викторовна | |||
21.05.2020 18:14 | |||
Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка) Лазукова Л.В. МБДОУ №55 «Пчелка» (г. Калуга) На данном этапе развития дошкольного образования делается акцент на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных способностей, в том числе и знаний о родном крае. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается важность формирования представлений о малой родине, представлений о ценностях народа[3]. (п. 2. 4) Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции, познакомить с его историей, народными промыслами. Важности ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством рассматривали многие исследователи проблем детского творчества — Е.А. Флёрина, А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями изобразительного народного творчества развивают познание дошкольника, формируют знания о родном крае, приобщают к миру прекрасного.
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения любой культуры. Народное декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. Знакомство с ним помогает решать задачи патриотического, нравственного и художественного воспитания, дает детям дошкольного возраста не только определенный объем знаний о промыслах, но, и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий, расширяет представления дошкольников о родном крае. Калужская земля издавна славится народными промыслами: бисероплетением, изготовлением тряпичных кукол, ткачеством, плетением из лозы, гончарным искусством и росписью глиняных хлудневских игрушек. Художественные произведения, созданные калужскими мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Хлудневская игрушка проста по форме, своеобразна, украшена простым орнаментом, имеет множество сюжетов. Распространены в раскраске глиняной хлудневской игрушки знаки воды и дождя — волнистые и прямые параллельные вертикальные и горизонтальные линии, колоса и травы — точки, пучки точек разного цвета. Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха. Хлудневская игрушка — это старинный народный промысел Думиничского района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами. Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась — ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай. Хлудневские мастерицы сохранили и открыли миру удивительную красоту местной игрушечной традиции, уходящей корнями в глубокую древность. В них близость русского крестьянина к природе выражена настолько ярко и наглядно, что любуясь игрушками, непроизвольно погружаешься в те времена, когда человек относился к окружающей природе как к высшему божественному началу. Хлудневская игрушка — свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. И сейчас в деревне Хлуднево изготавливают игрушки – Александр Заборских, который даже у нас в Калуге проводит мастер-классы, Инна Ахалова. Они продолжают ремесло своих предков. При работе с детьми младшего дошкольного возраста мы вносим хлудневские игрушки на занятие, как персонаж сказок. Ведь у хлудневских мастеров есть множество свистулек в виде разнообразных животных. Такие как петушки, конь, коза, олень, птицы и, конечно же, люди. Ещё хлудневские мастерицы очень любят создавать образ медведя и медведицы, ведь медведь — излюбленный герой русских народных сказок, его называли «дедушко», «Михайло Потапыч». Он постоянный и очень древний сюжет в народной игрушке, знак знатности и достатка. При рассматривании хлудневской игрушки задаются вопросы, происходит знакомство с элементами орнамента. Совместно с изучением орнамента происходит освоение пластической формы хлудневской игрушки. Дети пробуют с помощью пластилина лепить несложные фигуры. В старшем дошкольном возрасте дети больше узнают о хлудневской игрушке. Мы рассказываем историю этой игрушки, ее происхождение. Знакомим детей с таким видом хлудневской игрушки, как грематушки — полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Затем дошкольники сами пробуют лепить хлудневскую игрушку, но уже из глины. Сначала делается роспись на листе бумаги, нанося орнамент на силуэт хлудневской игрушки, а затем расписывают уже готовое изделие, сделанное своими руками. В рамках работы по данному направлении в ДОУ был реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомьтесь – Хлудневская игрушка», результатом которого стало оформление альбома и проведение открытого занятия «Конкурс знатоков народной игрушки». Чтобы еще больше заинтересовать детей декоративно-прикладным искусством нашего края, мы проводим экскурсии в «Дом Музей народных промыслов», где широко представлена коллекция хлудневской игрушки. Собранный материал по декоративно-прикладному искусству Калужского края станет частью программы, по реализации регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста, которая разрабатывается коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения. Сейчас в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется информационно – просветительский проект для родителей «Наш Калужский край», одна из частей которого посвящена декоративно-прикладному искусству края. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности ребенка, близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), доступно детскому восприятию и понятно ему. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Посредством общения с народным искусством хлудневских мастеров происходит расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о разных видах народно-прикладного творчества, формирование знаний и позитивного отношения к своей малой Родине — Калужском крае. Я не случайно увлеклась этим проектом, потому что сама родилась и выросла рядом с деревней Хлуднево и мне это близкое и родное. Литература:
|