Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста |
Фольклор | |||
Автор: Бирюкова Ольга Ивановна | |||
21.01.2020 16:07 | |||
Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Бирюкова О.И., ПДО, руководитель ИЗО высшей категории МБДОУ д с №14, г. Белгород Белгородская область. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальным. Это помогает детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Детство-это время, когда возможно подлинное искреннее погружение детей в истоки национальной культуры. В сознании ребенка формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, в том числе к другим людям и самому себе, и на этой основе выстраивается образно-смысловая картина мира, которая служит уникальным средством интеграции растущего человека в общечеловеческую культуру. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в народных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу, поднимают настроение. По инициативе родителей для детей младшего дошкольного возраста был проведен христианский праздник Рождество Христово, которое позволило сформировать мотивацию у детей к ознакомлению традиций этого праздника: дети погрузились в обычай рядиться в честь праздника, топать и плясать вокруг елки, а затем получать угощения. Одним из наиболее доступных восприятию дошкольника видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство, воплощающее духовные ценности в художественной форме. Это искусство вносит в жизнь человека представление о доброте, красоте, гармонии. План-конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Рождественские украшения на елку». Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание рождественских открыток, иллюстраций, игрушек. Задачи:
-Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничных елочных украшений. Материалы и оборудование: рождественская елочка, рождественские открытки, силуэты елочных украшений, вырезанных из картона, разноцветный пластилин, дощечки для пластилина, влажные салфетки. Ход занятия: Занятие проводится в группе Мини-музей «Светелка-рукодельница, где дети получат возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, устроить посиделки. В интерьере русской избы стоит рождественская елочка. Девочки и мальчики ряжены в русские народные костюмы. Здесь для детей зажигается звезда. - Ребята, посмотрите, в небе сияет звезда. Она возместила миру о рождении младенца Христа. Чтение стихотворения А.Фет. Ночь тиха. Под твери зыбкой Звезды южные дрожат. Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних. Вот пропели петухи- И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран; С ней несут цари Востока Злато, смирну и ливан. Согласно легенде, младенец Христос родился в пещере, в которой заночевали его родители Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные: вол и осёл, — которые согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Зажглась звезда… Христос родился и мир любовью озарился! Пусть счастье входит в каждый дом! С прекрасным светлым Рождеством! На Руси существовал обычай рядиться в честь праздника, поэтому вы сегодня такие ряженые. А сейчас пошли топать да плясать вокруг елки (после хоровода дети получают вкусные угощения). Приметой Рождества стала елка. Украшают елку разноцветными блестящими игрушками и сладостями. У нас на елке игрушки висят, а вот сладостей нет. Давайте их вместе изготовим. Дети садятся за круглый стол. У каждого ребенка заготовка из картона — силуэт вкусного угощения. Я показываю детям способ украшения этой заготовки разноцветным пластилином — лепка тонкого жгута. -Ребята, посмотрите, какие красивые получились у вас украшения на елку! Повесим их на елочку. Список литературы:
Фото
|