Проектная деятельность Тема: «Русские народные сказки» средний дошкольный возраст. |
Фольклор | |||
Автор: Уварова Е.А, Филатова И. В | |||
21.01.2020 06:47 | |||
Проектная деятельность Тема: «Русские народные сказки» средний дошкольный возраст. Проект разработан воспитателями: Уваровой Е.А, Филатовой И.В. ГБОУ Школа 1376 д/о №2 Вид проекта: познавательно-творческий Сроки реализации проекта: долгосрочный (6 месяцев) Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители. Актуальность: Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос родителей и детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Проблема: Ослабевающий интерес к устному народному творчеству. Причины:
Цель проекта: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитывать уважение к традициям народной культуры. Задачи Задачи Содержание Воспитательные задачи воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных; воспитывать умение слушать и понимать произведения разных фольклорных жанров, выражать эмоции; воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; воспитывать в детях умение объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков. Образовательные задачи систематизировать и расширить знания детей о сказках; освоить специальные средства литературно-речевой деятельности; познакомить детей со средствами художественной выразительности; закреплять у детей знания о том, для чего нужны сказки и чему они нас учат; обогащать словарь детей новыми словами; сформировать у детей умения пересказывать сказки; познакомить с несложными фольклорными произведениями, соответсвующих их возрасту. Развивающие задачи развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память; развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).; развивать речевую активность, навыки коммуникативного общения, память, внимание; развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Задачи по работе с родителями повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста; консультация-практикум «Читаем вместе». Проведена консультация с родителями. Родителям дана информация о роли сказки в развитии речи ребенка. повышать заинтересованность родителей к продуктивной досуговой деятельности с детьми; активное включение родителей в образовательный процесс. Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить поделки на выставку «Мои любимые сказки». Этапы проекта Этапы Содержание I. подготовительный Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; Подбор методической литературы для реализации проекта; Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта (тематических занятий, бесед, конкурсов, подбор художественной литературы); Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач; Создание условий для продуктивной деятельности. II. практический Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей: Совместная деятельность: проведение занятия «Какие бывают сказки», аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Петушок и бобовое зернышко». Рассматривание иллюстраций русских народных сказок. Беседы: «Что такое устное народное творчество», «Зачем нужны сказки», «Виды сказок». Изготовление поделок «Мои любимые сказки», рисование «Мои любимые сказки». Проведение дидактических игр. Сюжетно-ролевая игра «Театр». Совместное творчество: «В сказочном царстве» (сочинение сказок). Открытый показ. Интегрированная ОД на тему проектной деятельности «Русские народные сказки».
Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие – познакомить детей с возникновением устного народного творчества, повышать интерес детей к фольклорным жанрам, повышать интерес к стремлению получать знания через сказку, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, воспитывать умение работать в коллективе; во время инсценировок учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию; воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками. Познавательное развитие – побеседовать о том, откуда пришла сказка; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, формирование первичных представлений о себе и окружающем мире, развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию. Речевое развитие – расширять интерес к сказке, как к произведению искусства; развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развивать активный словарь детей, активизировать в речи детей новые слова, формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных, строить предложения различной синтаксической структуры, развивать мыслительную активность, любознательность, способствовать формированию интереса к произведениям устного народного творчества; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли. Художественно-эстетическое развитие — использовать различные виды художественной деятельности: аппликация «Теремок», лепка «Колобок», рисование «Петушок и бобовое зернышко», «Мой любимый сказочный герой». Воспитывать интерес детей к творческой деятельности.
Организационные формы работы над проектом Направление развития Тема ОД / Познавательное развитие Ознакомление с миром природы «Русские народные сказки из волшебного сундучка». Просмотр обучающих презентаций, мультфильмов по любимым русским народным сказкам. Беседы: «Путешествие в королевство сказок», «На поляне сказок», «Откуда прищли сказки». ОД: «Народные и авторские сказки», «Как рождаются сказки». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Художественно-эстетическое развитие (Продуктивная деятельность) Лепка. «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» Аппликация. «Заюшкина избушка», «Теремок» Рисование «Петушок», «Мышка и мишка», «Скатерть-самобранка» Раскрашивание раскрасок «Мой любимый сказочный герой» Конструирование «Терем-теремок». Изготовление масок сказочных героев. Речевое развитие Составление с детьми творческих рассказов: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы. Беседы на тему: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Заучивание пословиц, поговорок, присказок сказкок. Отгадывание загадок. ОД: «Русские народные сказки». Чтение Художественной литературы: Потешки: «Сорока, сорока», «Кисонька-мурысенька», «Идет лисичка по мосту…», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик» и т. д. Сказки: русские народные сказки: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Снегурочка», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Царевна лягушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса», «Теремок», «Лиса и заяц», «Лиса и гуси», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок» «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы) и т.д. Загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки. Игры Дидактические: Сюжетно – ролевые: Подвижные: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку» «Книжкина больница», «Библиотека», «Семья» (на основе сюжете сказки «Волк и семеро козлят»), «Книжный магазин», «Театр», «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят». «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка — хохлатка», «Золотые ворота». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|