НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог». |
Фольклор | |||
Автор: Макаева Наталья Ипполитовна | |||
01.01.2020 18:27 | |||
НОД ст. гр. «На перекрёстке трёх дорог». Цель: Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через символические и образные средства. Задачи: Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Продолжать обогащать представления о мире предметов. Развивать фонематический слух. Систематизировать знания о декоративно- прикладном искусстве, развивать внимание. Воспитывать желание с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Материалы и оборудование: бутафорский камень с указателями, массажная дорожка, предметные картинки: каравай, кошка, стол, хоровод; дидактическое пособие к игре «Сервируем стол для гостей»: скатерть, самовар, чайный сервиз, бублики, баранки (картон на магнитах); иллюстрации к р.н. сказкам (4-5); дидактические картинки к игре «Ворона воровала ворота»; сундук; разделочная доска, расписанная городецкой росписью; дидактическое пособие к игре «Найди изображения цветов на предметах искусств»; деревянные ложки, по две на каждого ребёнка; запись мелодии «Калинка- малинка»; обложка для книги «Наши семейные традиции».
Ход НОД: I часть Вводная Мотивация. Посередине группы лежит большой «камень». - Дети, что же это за камень? (Ответы детей). А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдёшь- русские традиции найдёшь. Прямо пойдёшь- с прибаутками и сказками уйдёшь. Направо пойдёшь- в семью попадёшь. - Как вы думаете, для чего здесь лежит этот камень? (Ответы детей). -Зачем на нём указаны три дороги? (Ответы детей) - Что нам нужно сделать, чтобы узнать о русских традициях, сказках и о русской семье? (Ответы детей). - Так по какой дороге мы отправимся в путь? (Ответы детей). - У вас возникли разногласия. Как же нам решить, по какой дороге идти? Чем мы можем воспользоваться? (Ответы детей) - Конечно, можно воспользоваться считалкой. Подойдём к камню и посчитаем, по какой первой дороге мы пойдём. «Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. Буль». -Считалка нам указала на дорогу, ведущую налево. Пройдём по ней. IIчасть Основная Традиции (Дети идут по массажному коврику и встают полукругом перед столом.) - Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила- традиции. - Какие семейные традиции есть в вашей семье? (Ответы детей). Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками. - Посмотрите, на столе стоит терем, а вокруг него картинки. Чтобы терем принял нас в гости, нужно рассказать о русских традициях, используя картинки. (Воспитатель просит ребёнка взять одну из картинок.) Приложение №1 1. Картинка «Каравай». - Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? Ответ ребёнка: «Гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек каравая, макал в соль и ел.» - Правильно, кладём картинку поближе к терему. 2. (Воспитатель просит следующего ребёнка взять одну картинку. На ней изображена кошка.) - А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (Ответы детей) - Конечно, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. Положим и эту картинку поближе к терему. 3. (Воспитатель просит ребёнка взять ещё одну картинку. На ней изображен стол.) - Что же это за русская традиция, связанная со столом? Кто о ней расскажет? Ответ вызвавшегося ребёнка: «Стол накрывали скатертью ставили самовар и чайные приборы с угощениями.» (Дети садятся полукругом на стулья перед мольбертом.) Д/игра «Сервируем стол для гостей» Приложение №2 На мольберт наклеена импровизированная скатерть. На столе лежат магнитные картинки с чайной посудой, самоваром традиционными русскими угощениями к чаю. Каждый ребёнок по одному подходит, берёт чайный прибор, рассказывает, для чего он нужен и «ставит» на скатерть. - Мы накрыли стол для гостей. Так мы узнали ещё одну русскую традицию- гостеприимство. Кладём картинку поближе к терему. 4. Воспитатель показывает последнюю картинку с изображением праздника. - Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (Ответы детей). - Праздников на Руси проводилось много. - Что делали на праздниках? (Пели, играли, плясали, хороводы водили). Хороводная игра «Карусели». «Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом-потом-потом Всё бегом- бегом-бегом. Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. Раз-два, раз- два, Вот и кончилась игра» - Мы с вами прошли первую дорогу и узнали о русских традициях. - Возвращаемся опять к камню и, при помощи считалки, начнём путешествие по второй дороге. (Дети проговаривают считалку.) - Вторая дорога ведёт нас прямо к прибауткам и сказкам. Сказки, прибаутки. 1. В каждой семье любят читать и рассказывать сказки, проговаривают различные шутки- прибаутки. Вот об этой традиции мы с вами сейчас поговорим. (Пройдя дорогу, дети садятся полукругом на стулья. Перед ними, на столе, лежат иллюстрации к русским народным сказкам (4-5шт.) - На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Нужно взять иллюстрацию и, не показывая её, рассказать отрывок из этой сказки. Детям нужно отгадать название этой сказки. (Дети выполняют задание.) - Молодцы. Все сказки отгадали. Но на мольберте появились новые картинки. 2. Рассмотрите их. Приложение №3 -Послушайте шутку: «Ворона воровала, воробьи вопили, водяной ворошил волосы, водители возили воду в Вологду». Какие слова с первым слогом ВО вам запомнились? (Ответы детей). - Посмотрите на картинку, найдите пару слов с первым слогом ВО (ворона, воробей) и подберите другие слова (водопад, возит, вокруг и др.) Придумайте свою шутку. (Ответы детей). (Аналогично проводится игра с другими первыми слогами картинок.) - Мы отгадали сказки, придумали шутки. Сейчас отправляемся обратно к камню. Осталась одна дорога, ведущая вправо — Направо пойдёшь- в семью попадёшь. Семья. - Что же ребята, отправимся в путь? (Ответы детей). 1. - Здесь мы видим сундук. Зачем он здесь стоит? Что нам нужно с ним сделать? (Ответы детей) (Дети садятся парами за столы). - В каждой русской семье был сундук, в который клали дорогие для них вещи. Вы сказали, что его нужно открыть и посмотреть, что же там лежит. Так откроем его. (Воспитатель вытаскивает разделочную доску, расписанную городецкой росписью. С обратной стороны к ней прикреплён дидактический материал). Приложение №4 - Что это? (Ответы детей) - Почему она так украшена? (Ответы детей) (На каждый стол кладётся дидактический материал.) - Конечно, часто в семьях занимались вырезанием из дерева и его росписью для продажи на рынках. (На каждый стол кладётся дидактический материал.) - Какие предметы изображены? (Ответы детей). - Какие виды росписи вы знаете? (Ответы детей). Д/Игра «Найди изображения цветов на предметах искусств». (Собери узоры) - Посмотрите, что ещё есть в сундуке. (Вытаскивает деревянные ложки). - Что это? Для чего они? (Ответы детей). - Как ещё использовали деревянные ложки, и мы тоже их также используем? (Ответы детей). 2. - Выходите из- за столов, берите ложки. Сейчас мы устроим оркестр ложкарей. (Дети встают полукругом. Под музыку «Калинка- малинка» исполняют игру на ложках. Воспитатель выполняет показ игры.) (После игры складывают ложки в сундук). - Вспомним с вами, кто такая семья. (Ответы детей). 3. Пальчиковое упражнение «Семья» Первый пальчик — дедушка, Второй пальчик — бабушка, Третий пальчик — папочка, Четвёртый пальчик — мамочка, Пятый пальчик — Я. Вот и вся моя семья!» (Все дети возвращаются обратно к камню.) -Мы прошли дороги, ведущие нас к русским семейным традициям? (Ответы детей.) Часть Заключительная Рефлексия. Вместо камня на столе лежит обложка для книги «Наши семейные традиции». - Камень с указателями исчез. Почему? (Ответы детей). - Где мы были? (Ответы детей). - Какие традиции существуют в каждой семье? (Ответы детей). - Предлагаю все семейные традиции нарисовать и составить книгу под названием «Наши семейные традиции». Волшебный камень оставил для книги вот такую красочную обложку. (Воспитатель показывает красочную обложку.) - Согласны? (Ответы детей). - Тогда дома вместе со своими родными нарисуйте вашу любимую семейную традицию. - И помните, ребята, и дома скажите «Хорошая семья – традициями крепка».
|