Сценарий праздника «Славься Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности |
Фольклор | |||
Автор: Кузьмина И.Г. Шишминцева М.П. | |||
15.10.2019 08:16 | |||
Сценарий праздника «Славься Мордовия» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности Разработали:
2019г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чердаклинский детский сад № 5 «Рябинка» Цель: Приобщение детей к миру искусства народов Поволжья. Формирование у детей представления о дружбе и культуре мордовского и русского народа. Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю. Ведущие входят в зал в мордовских костюмах.
1 ребенок: Солнце светит ласково в зените, 2 ребенок: Здесь в Мордовии поля без края,
3 ребенок: Кругом звенят капели. Песня «Наш край» (Сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского) 2 Ведущий: В Мордовии живут одной семьей люди разных национальностей: мордва, русские, татары, и другие. И все они живут очень дружно, помогают друг другу. 4 ребенок: Между Волгой и Уралом 5ребенок: Как повезло тебе и мне Песня «Песенка друзей» (Муз. В. Герчик, сл. Я. Акима) 1 Ведущий: Я вас познакомлю с легендой о рождении мордовского народа. (На протяжении рассказывания идет показ презентации) Однажды в мордовских лесах свершилось чудо. Ранней весной Бог Солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий… И стала яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья. Коснулась своим крылом чудо – яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную, и пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый и трудолюбивый. Ведущий: Сейчас Мордовия — это благодатная и красивейшая республика России, которая имеет свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Ведущий: Это герб Республики Мордовия. В середине герба расположен старый герб города Саранск – столицы Мордовии. В серебряном поле изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла. Герб Саранска обрамлен: золотыми колосьями пшеницы, что говорит о приверженности мордовского народа к сельскохозяйственному труду. Колосья пшеницы перевиты лентой красно-коричневого, белого и темно – синего цветов. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. На гербе изображено национальное украшение женщин — нашейная гривна цвета золота, на которой отмечено семь орнаментов, означающих количество городов республики. Заканчивается герб восьмиконечной розеткой красного цвета. Это символ солнца, тепла, добра, открытости. Розетка состоит из четырех фигур, которые отражают стремление основного населения Мордовии: мокши и эрзи, образующих в единстве мордовский народ, русских и татар — к равновесию, стабильности и устойчивости. Ведущий: Флаг республики Мордовия – это прямоугольное полотнище, состоящее из трех полос темно красного, белого и темно – синего цветов, расположенных горизонтально. Белый цвет флага означает чистоту, мудрость и мир. Темно-красный — силу, мужество, храбрость, темно-синий – слава, честь, верность. В середине белой полосы находится восьмиконечная розетка темно-красного цвета. Это символ Солнца. Игра «Собери флаг». (Нужно сложить государственные флаги России и Мордовии) Ведущий: Молодцы. Правильно собрали флаги, ничего не перепутали. Ведущий: Мокшане, эрзяне, татары и русские, Ведущий: Республика Мордовия богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. Мордовия прекрасна в любое время года: и осенью, и зимой, и летом. Об этом мы можем узнать из мордовских песен. Мордовские песни очень красивые, с нежной напевной мелодией. Предлагаю вам послушать одну из них! Мордовская песня в исполнении взрослого. Стук в дверь. Ведущий выходит и вносит письмо Ведущий. Очень интересно, кто же прислал нам письмо. Давайте почитаем. (Читает.) «Спешу к вам в гости из мордовских лесов. Охотник Дамай». Ребята, а вы знаете, кто такой Дамай? Дети. Это смелый охотник из мордовской народной сказки «Красивый Дамай». Ведущий. Ждем, ждем дорогого гостя. А пока давайте разомнемся. Мордовская народная песня «Раужо баран» ( «Черный баран»). Дети, держась за руки, идут по кругу. Мой хороший друг. Мой хороший друг. 6. И рогами, и ногами, Мой хороший друг. 4 шага на носках, 4 шага на пятках. 4 пружинки, 4 хлопка вверху. 4 шага вперед, 4 шага назад. 4 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать движения локтями вперед — назад. Взяться за руки, бег, сгибая ноги назад. Стоят на месте, руки имитируют рожки, 8 притопов, попеременно В зале появляется охотник Дамай. Дамай. Шумбратадо, ялгат! Здравствуйте, дети! Дети. Шумбратадо! Дамай. Я охотник Дамай. Сегодня я хочу с вами поиграть в мордовские народные игры. С давних пор в мордовских селах жили охотники - сильные, ловкие, выносливые, сообразительные. Часто они устраивали соревнования. Но всегда они выполняли правила:
Охотнику нужно быть очень метким. Сейчас я хочу посмотреть, какие вы меткие. А чтобы узнать это, мы с вами поиграем в мордовскую игру «ГОРШОЧКИ». Нужно мячом попасть в горшочки и выбить их. (Играют дети группы «Почемучки».) Дамай. Не скучай народ честной Играем в «лавочку» со мной! Игра «Лавочка» (Под музыку дети свободно двигаются по залу, пляшут, с окончанием музыки садятся на лавочку, кто не успел занять место выбывает из игры) Дамай: И здесь вы свою ловкость показали! Ведущий. Наши дети и играть и петь горазды! Ставьте ушки на макушки, Споем мордовские частушки. Дети исполняют мордовские частушки. 1. Мы веселые игрушки 2. Я мордовская матрешка 3. Пойте пташки, пойте пташки 4. Здесь в родном мордовском крае 5. Посмотрите, как поем мы Мальчик: Наши девочки всюду славятся, Мордовский танец «Мордовочки». Дамай: Вадря! А сейчас проверим, как вы знаете мордовский язык. И следующая игра «Покажи предмет, названный по-мордовски!» (Из предметов, разложенных на двух столах, нужно поднимать называемые ведущим.) Кши – хлеб, Нардамо – полотенце, Звенит колокольчик. Ведущий: Ребята, слышите? Что это? Дети: Колокольчик. Дамай: Верно! А как на мордовском языке колокольчик? Дети: Баягине. Дамай: С колокольчиком мы поиграем. Ребята вас всех в круг приглашаем. Проводиться мордовская народная игра «Баягине» (Дети стоят в кругу, под музыку передают колокольчик по кругу, у кого остается колокольчик, выходит в центр круга и выполняет мордовские плясовые движения.) Ведущий: Молодцы! Весело с колокольчиком поиграли! Дамай. В старину, да и сейчас мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они поют мордовские песни, играют в народные игры и любят рассказывать сказки. Ведущий. Охотник Дамай, а наши ребята могут не только рассказать сказку, но и показать. Инсценировка мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Танюша: Давным-давно в лесу жила собака. Одна- одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы. Встретила в лесу собака зайца. Собака: Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить! Зайка: Давай, дружить, вместе жить. Танюша: Весь день они вместе в лесу играли. А вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. Раздается крик совы. Собака громко залаяла. Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет и съест нас. Собака: Неважный ты друг. Пойду волка искать, он, наверное, ничего не боится. Танюша: И собака пошла искать волка. Встретила его в глухом лесу. Собака: Здравствуй, волк. Волк: Привет! Собака: Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить. Волк: Давай. Вдвоем веселее будет. Танюша: Весь день резвились собака и волк по лесу, а ночью легли спать. Раздается кваканье лягушки. Собака лает. Волк: Ты зачем лаешь? Услышит медведь твой лай, придет и разорвет нас. Собака: И этот боится. Лучше мне с медведем подружиться. Танюша: Пошла собака к медведю. Собака: Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить. Медведь: Ладно, пошли ко мне в берлогу. Раздается треск сучьев. Собака лает. Медведь: Перестань, придет человек, шкуру с нас снимет. Собака: И этот трусливый. Танюша: И побежала собака к человеку. Собака: Человек, давай с тобой дружить, вместе жить. Человек: Ну что ж, давай. Пошли накормлю тебя и конуру тебе построю. Скрипит калитка. Собака лает. Танюша: Ночью собака лает, дом охраняет, а человек не ругает ее за это. Человек: Хороший сторож, надежный помощник, пускай живет! Танюша: С тех пор собака и человек живут вместе. Ведущий: Эй, мордовские ребята, Что притихли в стороне? Побыстрее в круг вставайте Песню мордовскую вы запевайте! Мальчики поют песню «Эх, мордовочка моя» Дамай. Молодцы! Спасибо вам за чудесные песни, пляски и поучительную сказку! Порадовали вы меня. А вы знаете, что по – мордовскому обычаю после праздника всегда следовало угощение. Я вас угощаю мордовскими блинами, которые делаются с добавлением пшена и гречки. Я мордовскими блинами (Угощает блинами) Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим охотника Дамая за угощение. Дети: Спасибо Дамай. Угощайтесь на здоровье. Ну а мне пора возвращаться домой. Вастомазонок! До свидания! (Уходит.) 1 ребенок: Милая Родина, вместе с Мордовией 2 ребенок: На просторах республики нашей Исполняется хоровод под музыку «Большой хоровод» (Муз. А.Хайта, сл. Е. Жигалкина) Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Ведущий. До свиданья, гости званые, желанные. Ведущий. Приходите к нам почаще. Ведущие (вместе) Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!
|