Конспект занятия семейной гостиной в средней группе «Куклы из бабушкиного сундука» |
Фольклор | |||
Автор: Антонова Светлана Николаевна | |||
08.09.2019 16:55 | |||
Конспект занятия семейной гостиной в средней группе «Куклы из бабушкиного сундука» Воспитатель: Антонова С.Н. Программное содержание: Привлекать внимание детей к народной игрушке — кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, платок, фартук) видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность. Предварительная работа:
Оборудование и материалы:
Ход развлечения (Дети заходят в группу) Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе. А Вы знаете, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришла необычная гостья. Вам интересно узнать кто это? Дети: Да. Воспитатель: Тогда встречайте. (Входит кукла Света) Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут кукла Света. Я живу в далекой стране Кукляндия. Воспитатель: А что это за страна такая? Кукла: Кукляндия, кукляндия — волшебная страна, Пусть вы о ней не знаете, но всё же есть она. Там кукольные лестницы, дома и города, Туда пускают маленьких, а взрослых никогда. Нам, жителям страны «Кукляндии», стало известно, что у вас в группе есть музей Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей? Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы (дети проходят на стульчики) Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам расскажу историю об одной удивительное кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется — Япония. Воспитатель: Много лет назад в Россию из далёкой страны — Японии привезли деревянную фигурку — добродушного, лысого старичка. Изображала эта кукла мудреца «Фукуруму». Игрушка — старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (показ фото). Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем — Матрёной. Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку). (ребенок берет матрешку с полочки) Воспитатель: Матрешка это любимый всеми российский сувенир. Появилась матрешка очень давно. Это настоящая русская красавица. Ребенок: Матрешечка, матрешка, русская краса: Румяные щечки, глазки — бирюза, Белая рубаха и русский сарафан, На голове платочек — не найдешь изъян! На первый взгляд — простая, но радует взор В росписи одежды затейливый узор, Милая улыбка и секрет внутри Сколько же в ней куколок? Ну-ка, разбери! i Воспитатель: Да — это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки? Ребенок: Разломлю я пополам: Интересно, что же там? Там еще одна матрешка, Улыбается, смеется. Хоть и жаль ее ломать, Буду дальше разбирать. Ростом разные подружки, И похожи друг на дружку. Русские красавицы Всем нам очень нравятся! Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом. Воспитатель: Матрешки — куклы очень веселые, жизнерадостные. Посмотришь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки. Физкультминутка «Веселые матрешки» (под муз. сопровождение) Хлопают в ладоши дружные матрёшки, (хлопают) Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся) В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают) Вы похожи словно сестры, (качают головой) Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают) Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку, а вы найдете игрушку в нашем музее, которой говорилось в моей загадке. Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней. Кормилицы, и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы... А ну, назовите меня! Дети: Это дымковская игрушка! Воспитатель: Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковские? Дети. Их изготавливают в селе Дымково. Воспитатель. Чем же дымковские игрушки отличаются от других игрушек? Дети: Они из глины, поэтому с ними играть нужно очень осторожно. Воспитатель. Каким узором украшена игрушка? Дети. Кругами, овалами, линиями, точками. Воспитатель. Какие цвета использовали мастера — умельцы, которые изготавливала игрушки. Дети. Яркие краски. Воспитатель: Ребята, а вот какие игрушки делали дымковские мастера, мы с вам сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт (3 конверта: открываю конверт показываю разрезные картинки). Ой, ребята, что здесь? Дети: разрезные картинки Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в сел. Дымково. Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера? рассказывают стихотворения. Дымковский индюк. Вот индюк нарядный, весь такой он ладный. У большого индюка все расписаны бока. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост- Точно солнечный цветок, а высокий гребешок Красной краской горя, как корона у царя. Индюк красочно красив, он напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг птица важная — индюк. Мои игрушки. В. Василенко. За студеною водицей водоноска — молодица, Утром будит весь народ. Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть глиняной куклой? (нет) Воспитатель: Почему? Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться. Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы он стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И какая же получилась кукла у человека? Дети: Соломенная кукла. Воспитатель: Что нам известно о соломенной кукле? Ребенок: Ее делали из соломы, затем украшали. Соломенных кукол не продавали, делали люди для себя, т. к. эта кукла приносила удачу. А еще это была любимая кукла деревенских детей. Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? Ребенок: Соломенной куклой интереснее играть, чем деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть. Но ей можно рассказать стихотворение, спеть колыбельную (дети рассказывают стихи, пою колыбельные) (Рассказывают дети) "Соломенная кукла" Золотистая солома Соберём в пучок Вот из всех стараний наших Как за нашим двором, Прилетели две тетери, Поклевали — улетели, Поклевали — улетели, На лугу зеленом сели. Игра «Тихо куколка...» (Игра проводится в соответствии с текстом и музыкой) (дети образуют круг, в центре круга ребенок с соломенной куклой в руках). Игра проводится в соответствии с текстом и музыкой. Тихо, куколка, сиди (звучит тихая нежная музыка, дети ходят на «носочках») Свою маму не буди (ребенок в центре круга качает Куклу). Прыгай кукла веселей (звучит громкая задорная музыка - ребенок в центре круга Буди маму поскорей подпрыгивает, а остальные хлопают в ладоши) Колыбельная Спи, моя хорошая, Баю — бай! Куколка любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену, Застелю кровать. Завтра встанем вместе, Будем вновь играть. Воспитатель: Ребята, пока наша соломенная кукла спит, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показываю) Воспитатель: Ребята, почему она так называется? Ребенок: Потому, что сделана из тряпочек, обрезков ткани. Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее Кукла — игровая, — предназначалась детям для игры, кукла обереговая, которая cnacaла человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в нашем музее? Ребенок: Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки — матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни — руки в боки. Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «куклак». Куклак Жених — это игровая кукла. Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. ОНА символтзировала достаток в доме. Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла? Дети: Эта кукла называется — Пеленашка. Воспитатель: А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? Ребенок: Кукла Пеленашка — младенчик в платочке, запеленАтый в пеленку. Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыш крепко спали. Воспитатель: Кукла — пеленашка — это мощный оберег. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды Раньше считалось, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает. Уважаемые гости, а у вас есть такая кукла? (нет) Воспитатель: А вам хотелось бы иметь такую куклу — оберег? (да). Ребята давайте нашим гостям поможем сделать такую куклу. Дети и родители садятся за стол. Делают куклу Пеленашку по схеме. кусок светлой ткани 80*35 см СЛОЖИТЬ свернуть ПЕрЕвЯЗАТЬ НИТКОЙ ЗАПЕЛЕНАТЬ. РЕБЕНОЧКА" - Воспитатель: Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее. Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители стран «Кукляндии», знают все о нашем музее. Воспитатель: Наши куклы дороги и ярки, Примите их в подарки. Приходите в гости к нам Рады мы всегда гостям.
|