Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря». |
Фольклор | |||
Автор: Федькина Ирина Александровна, Юсипова Ольга Александровна | |||
10.06.2019 07:15 | |||
Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».
Воспитатели ГБОУ Школа № 1241 на "Красной Пресне" г. Москва Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Задачи:
Воспитатель: Колокольчик, мой дружок, (Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя). Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать: Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ложки расписные, красивые, резные! Дети: Нет! Воспитатель: произошло чрезвычайное происшествие – кто – то забрал все деревянные ложки. Воспитатель: Ребята, нужна помощь. Где же нам их отыскать? Дети: Надо их поискать. Узнать, кто их брал. Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда и когда появилась на свет ложка? Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое, в гости к мастерам, может быть они нам помогут? Воспитатель: Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам. Приведи ты нас, клубочек, в город к русским мастерам. Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает Семен- ложкарь. Семён- ложкарь (поёт): Я на камушке сижу, Я топор в руках держу, Я баклушечки тешу. Воспитатель: Здравствуй, хозяин, здравствуй, боярин, встречай гостей со всех волостей. Семен: Здравствуйте, гости желанные. Я Семен- ложкарь, вырезаю ложки, всяких понемножку. Подходите ближе, подходите, на уменье наше посмотрите (мини — музей ложек). Воспитатель: Видно, что человек ты веселый, да умелый. Мастер настоящий. Нам с ребятами интересно узнать, как это ты ложки делаешь? Что такое баклушечки и как из них ложки получаются. Что значит «баклушечки тешу»? Семен: Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь. Слава нашей стороне, Чтобы дети знать могли Семён- ложкарь рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.
Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (Слайд 3). При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (Слайд 4). Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (Слайд 5). Воспитатель: Вот какой дедушка Семён, настоящий мастер. (обращается к детям): Что можно сказать про Семёна- ложкаря? Как его можно назвать? Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д. Воспитатель: Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки? Семен: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды. На экране куколки «на ложке» (Слайд 7) А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари. Воспитатель: Спасибо, дедушка Семён, за такой интересный рассказ. Семен: Ребята, а что у вас- то случилось? Почему волшебный клубочек привел вас в город мастеров? Дети: у нас кто – то забрал все деревянные ложки. Воспитатель: Я несла детям чудо ложки деревянные, расписные, хохломские, будто солнцем налитые, а они у нас пропали. Ложки наши не видали? Семен: Не видали. Но эта беда поправима, я вам помогу. Но вы должны выполнить задания. Готовы? Дети: Да. Семен: Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите. Игра «Расскажи пословицу»
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь; Семен- ложкарь: Молодцы, сколько пословиц знаете. - А сейчас я попрошу вас разгадать загадку. Узнать, что за предмет зашифрован? Садитесь за столы, возьмите листочки и карандаши, соедините цифры по порядку и у вас получится какой-то предмет. Семён: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все правильно сделали. А раз все правильно сделали, подарю-ка я вам свои свежевыструганные ложечки, с которыми сейчас и поиграем. Наша ложка хоть куда, Логоритмическое упражнение с ложками «Эту ложку другу передай». Семён: И здесь все получилось. А сейчас очень трудное задание. Я вам покажу карту- схему, а вы соберете из ложек такую же картинку. Моделирование из ложек, дети и ложек делают снежинку, звездочку и т.д. Семён: Ложки резали умельцы -- Ребята, а вы хотите, чтоб ваши ложки стали такими же красивыми? Тогда давайте подойдем к столам и украсим ложки. (звучит музыка, дети работают) Семен ложкарь: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА». Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов. Хохлома, Хохлома – Резные ложки и ковши, Блестят они, как золотые, Красоту такую люди По окончании работы дети подняли ложки вверх. Семён: Золотая хохлома 1 Ребёнок: Деревянной ложкой есть 2 Ребёнок: Расписная, лёгкая- Воспитатель: Время быстро пролетело. Воспитатель: Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам. Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад.. (Дети змейкой идут по залу) Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях у Семена ложкаря? Дети: Да - Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек? А что вам больше всего понравилось? Воспитатель: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. Или мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята! Занятие наше окончено. Давайте скажем всем до свидания. Приложение: 1. Падают с неба мягкие льдинки, 2. На нем люди отправляются в полет, 3. На небе ночном мы видим тебя
|