Фольклор Белгородской области |
Фольклор | |||
Автор: Мелентьева Ирина Викторовна | |||
27.05.2019 18:37 | |||
Фольклор Белгородской области Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т.к. отображает само бытие этноса. Мир необходимых предметов — одежды, утвари, орудий труда является результатом развития традиционных ремесел и промыслов, который складывался, исходя из природных условий: климата и рельефа; особенностей формирования населения с точки зрения его этнического, социального состава. Среди современных промышленных предприятий области, использующих орнаментальные композиции, приемы декорирования одежды, можно выделить следующие: Борисовская фабрика художественной керамики, АО «Россиянка», «Наяда». В настоящее время в Белгородской области около 500 самодеятельных художников мастеров и музыкальных коллективов являются постоянными участниками областных, городских, районных выставок.
Губкинская территория богата своими культурными традициями. Потребность прекрасного, высокого, стремление к творчеству — естественное состояние человека, в этом проявляется его желание выразить свое эмоциональное настроение. На Губкинской территории в силу географическо-исторической и культурной ситуации получили распространение ремесла бытового назначения: ткачество, вышивка, вязание крючком, плетение из лозы и лыка, кожевенное, бондарное, кузнечное ремесло. Предметы народного декоративно-прикладного искусства стали неизменными участниками городских праздников, выставок, фестивалей. Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство является выдающимся явлением художественной и музыкальной культуры для населения Белгородчины. Белгородчина– уникальный регион в плане изучения традиций народной культуры южных русских вконтексте пограничного проживания русского и украинского в результате колонизации края. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области: Поют: Редя, редя попяку, Говорком: Бабушка, бабушка Бабушка отвечает: — Она ещё зелёная! Дедка поршивка! Записанная в том же селе игровая песня «Селезень утицу догонял» Поют: Селезень, утицу догонял Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности: музыки, ритмики, народного танца. Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С. 1)календарный фольклор; 2)потешный фольклор; 3) игровой фольклор. I. Календарный фольклор. В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички, обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка. Перед исполнением: Дети: — Хозяин, можно коляду кликать? Можно скажет тогда начинать. Ой, калёда, ходили блудили! Ой калёда, мы табе дадим коня с седлом. Исполнялась калядка в нескольких вариантах: Ой калёда, ходили блудили! Семьсот мужиков, донских казаков! Как будете дарить Так будем хвалить, Ой калёда! А не будете дарить, Ня будем хвалить! Ой калёда! II. Потешный фольклор Потешный фольклор — прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. В селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Чи-чи-чи сорока»: Чи-чи-чи сорока, где была далёка? На камушку сидела, на ворона глядела. Щё вороны делая, письмицо пиша. На девушку дыша, девка дявица, Ступай по водицу, найди молодицу! Молодица, молода. Калачиков напякла! Калачи-горячи, из окощка мячи, Приезжали торгачи, позабрали калачи! Остал один калачь, подавился горбачь! «Кочерёшка-дуга» (потешка) село Малобыково Красногвардейского района Белгородской области: Кочерёжка дуга, и где ты была? Свиней стерегла! Чтож ты выстерегла? Коня с седлом, с залотым уздом! А где твой конь? За воротами стоит! Ай, дешь ворота? Вода снесла. Ай, дешь вода? Быки попили. Ай, дешь быки? Волки поели. Ай, дешь волки? У лес ушли. Ай, дешь быки? У камыш ушли. Ай, дешь камышь? Девки пожали. Ай, дешь девки? Замушь повышли. Ай, дешь мужья? На войну ушли. Ай, дешь война? Посреди … III. Игровой фольклор Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Основываясь на опыте работы, можно сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь сустным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению. Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений. Спасибо за Внимание!!!
|