НОД по социально-бытовой ориентировке в средней группе компенсирующей направленности «Русские народные игрушки» |
Фольклор | |||
Автор: Федосова Наталья Сергеевна | |||
11.05.2019 21:47 | |||
НОД по социально-бытовой ориентировке в средней группе компенсирующей направленности «Русские народные игрушки» Программные задачи: учить узнавать русские народные игрушки с помощью зрения и осязания и правильно их называть, упражнять в обследовании основных частей, признаков, свойств игрушек с помощью зрения и осязания, учить понимать назначение игрушки и в соответствии с этим пользоваться ими, закрепить понимание обобщающего слова русские народные игрушки, упражняться в составлении описательного рассказа по мнемосхеме, отвечать на вопросы целым предложением. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы. Планируемые результаты: узнают русские народные игрушки с помощью зрения и осязания и правильно их называют, умеют обследовать основные части, признаки, свойства игрушек с помощью зрения и осязания, понимают назначение игрушки и в соответствии с этим пользуются ими, понимают обобщающее слово русские народные игрушки, умеют составлять описательный рассказа по схеме, отвечать на вопросы целым предложением. Словарная работа: матрешка, птичка-свистулька, русская народная игрушка, деревянная, глиняная, роспись, овальная, синичка, снегирёк, петушок. Оборудование: русские народные игрушки из разного материала (деревянные, глиняные), схема описания игрушек, большой фланелеграф, конверт с письмом.
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек на выставке в группе, лепка русской народной игрушки из пластилина. Ход занятия 1. Организационный момент. Тифлопедагог просит детей стать перед ним, образуя полукруг. - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. - Дети, сегодня у входа в группу я нашла письмо. Его прислали нам игрушки. Они написали, что собираются к нам в гости. А чтобы узнать, какие игрушки придут к нам, нужно отгадать загадки. 2. Основная часть. Игра «Угадай и опиши игрушку» - Подходите к столу, на него мы будем выставлять игрушки. Чтобы узнать, что это за игрушки, нужно отгадать загадки. Слушайте первую:
С виду птички — невелички, Только птички не порхают. В небеса не улетают. Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят, Дуют в птичек — те свистят, Всех в округе веселят … (птичка-свистулька) - Правильно, это птичка-свистулька, но вы знаете, что они бывают разные. Какие же еще пожаловали к нам в гости?
Называется … (Синица) - Посмотрите, какая маленькая птичка. Из какого материала она изготовлена? Значит она какая? (деревянная – слово повторяют 3,4 реб.) - Потрогайте, игрушка гладкая, скользкая, ее приятно держать в руках. - Какой формы птичка? Из каких частей состоит (из маленького и большого овалов, есть подставка, клюв) - Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал голову розовым цветом, нос голубым, туловище желтым и добавил узор из больших ягод и листочков). - Как с ней играть? - Слушайте следующую загадку.
Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив... (Снегирь) - Эта птичка-свистулька похожа на снегиря. Возьмите ее в руки, потрогайте. - Как вы думаете, она тоже выполнена из дерева? (нет, из глины). Поэтому, она не деревянная, а какая? (глиняная) - Игрушка на ощупь не гладкая, а какая? (шершавая, шераховатая, тяжелая) - Какой формы эта птичка? Из каких частей состоит? (голова круглая, туловище овальное) - Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал голову и клюв черным цветом, хвост и крылья голубым…) - Как с ней играть? Следующая загадка: Как на речку прилетает, Сразу в воду залезает. "Кря" — нырнула на минутку Вы узнали? Это... (утка) - Эта птичка похожа на уточку. Возьмите ее в руки, потрогайте. - Как вы думаете, из какого материала она сделана? (тоже из глины). Значит она какая? (глИняная) - Игрушка на ощупь какая? (шершавая, шераховатая, тяжелая) - Какой формы эта птичка-свистулька? Из каких частей состоит? (голова круглая, клюв вытянутый, широкий, туловище овальное) - Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал клюв оранжевым цветом, грудь и перышки оранжевым, белым, желтым, черным). - Как с ней играть? - Слушайте дальше:
Звонким голосом пою. У меня есть гребешок, Кто я дети? …… (петушок) - Почему эту птичку назвали петушок? Возьмите ее в руки, потрогайте. - Как вы думаете, из какого материала она сделана? (тоже из глины). Значит она какая? (глиняная) - Какая эта игрушка на ощупь? (шершавая, шераховатая, тяжелая) - Какой формы эта птичка-свистулька? Из каких частей состоит? (голова круглая, туловище овальное) - Какими красками расписал ее мастер? (мастер расписал гребешок и бородку красным цветом, голову белым, клюв желтым, жилет раскрасил зеленым цветом, а крылья сделал разноцветными). - Как с ней играть? - Это еще не все гости. Следующая загадка:
Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы — … (Матрешки) - Возьмите матрешку в руки, потрогайте. Из какого материала она изготовлена? (из дерева). Значит она какая? (деревянная) - Игрушка на ощупь какая? (гладкая, скользкая, легкая) - Какой формы эта игрушка? (овальной) - Какими красками расписал ее мастер? (мастер платок сделал красным, сарафан фиолетовым, рубашку желтой, а фартук расписал красными цветами с зелеными листочками). - Как с ней играть? - Посмотрите, как много игрушек пожаловало к нам в гости. Как называются эти игрушки? (русские народные игрушки) - Ребята, молодцы, хорошо вы постарались и описали игрушки. Присядьте на свои места. Игра «Чего не стало?» - Игрушки очень любят играть в прятки и предлагают вам сыграть вместе с ними. - Посмотрите на игрушки внимательно, запомните, сейчас какая-то игрушка спрячется, а вы назовете, какой игрушки не стало. - Закрывайте глазки. 1, 2, 3 ну-ка посмотри (вы не спите, а скорее посмотрите, какой игрушки нет, не стало) Игрушкам так понравилось, что она приглашают всех вас в хоровод. Давайте возьмемся за руки и станем в круг. Физкультминутка «Хоровод» Ходим, ходим хороводом Перед всем частным народом. Сели, встали, сели встали, И себя мы показали, Попрыгали, потопали, И в ладоши мы похлопали. А теперь опять продолжаем мы играть. Игра «А сейчас составляем мы рассказ». Составление рассказа-описания по мнемосхеме. - Игрушкам очень понравилось, что вы так много о них знаете. Они просят рассказать про каждую из них. А поможет нам составить рассказ-описание схема-подсказка, которая напомнит вам, в каком порядке строится рассказ. - Посмотрите внимательно на игрушки. Кто хочет рассказать? - Про какую игрушку ты хочешь рассказать? Возьми ее в руки. (реб. описывает игрушку по схеме у доски) - Ребята, кто не успел рассказать, обязательно сделает это, когда мы будем с вами играть. - Ребята, игрушки заметили, что ваши глазки очень услали. Давайте отдохнем. Дети, которые носят очки, снимите их и положит на колени, держите ручками. Помните, играют только глазки, голова во время зарядки неподвижна. Зрительная гимнастика – 2р Чтобы глазки не устали, Поиграем вместе с вами: Мы налево поглядим, Мы направо поглядим. Ну а что там впереди? А теперь посмотрим вверх - Выше всех и дальше всех! Повторяем мы опять, Даем глазкам отдыхать. - Молодцы ребята, наши глазки отдохнули, наденьте очки. 3. Итог занятия. - Молодцы ребята, игрушкам очень понравилось у нас, они хотят немножко погостить в нашей группе. Давайте пригласим их на нашу выставку. Пусть они там красуются и радуют нас. Вы сможете рассмотреть их еще раз и вместе поиграть. 4. Рефлексия. - Какие игрушки приходили к нам в гости? - Какие русские народные игрушки вы знаете? - Из какого материала они изготовлены?
|