Фольклор в развитии речи детей |
Фольклор | |||
Автор: Платонова Дина | |||
01.05.2019 21:07 | |||
Фольклор в развитии речи детей В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Устное народное творчество и традиции народа особенно значимы в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Фольклор — одно из действенных и ярких средств, имеющий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей [17, с. 28]. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [8, с.51]. Еще К.Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое". Развивая идеи К.Д. Ушинского, видный педагог В.Н. Сорока — Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: "Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры — вот единственный путь к творческим свершениям"[9, с.38]. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и так далее, — это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение, по мнению Д.С. Лихачева, определяется прежде всего тем, какая в него заложена память [14, с.67]. Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л.С. Выготского можно рассматривать как систему социального наследования, что доказано диссертационным исследованием Н.Н. Палагиной [18, с.21]. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П. Силина, делает народное искусство "универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей"[14, с.72]. Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина и другие). Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д.С. Лихачев так говорит об этом: "Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, единое представление о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то, и другое, как броней, защищало народное "искусство от безвкусицы"[14, с.57]. Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифо – поэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно — образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один — два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|