Музейный урок «В гостях у хозяюшки» |
Фольклор | |||
Автор: Кропотова Елена Юрьевна, Шебеко Александра Сергеевна | |||
14.12.2018 17:08 | |||
Музейный урок «В гостях у хозяюшки»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей-усадьба В.И. Сурикова» г. Красноярск Музей-усадьба Василия Ивановича Сурикова основан в 1948 году, в двухэтажном доме, где родился и вырос великий русский художник и живописец. Второй этаж экспозиции посвящён биографии и творчеству художника, на первом этаже воссозданы интерьеры дома Суриковых и сделан акцент на сибирском быте середины 19 века. В поиске новых форм музейной работы, а также ввиду ограниченности музейных площадей и удалённости детских садов, методический коллектив Музея-усадьбы Сурикова принял решение о разработке комплексного музейного занятия с возможностью проведения вне стен музея. В качестве тематической основы был выбран быт сибиряков середины 19 века. Подобная тематика была направлена на реализацию цели по воспитанию в детях уважения к своим историческим корням. Среди задач музейного занятия были обозначены: Обучающие: расширять знания детей о народных традициях и фольклоре, закрепление названий старинных предметов быта.
Развивающие: развитие речи детей, творческого воображения, моторики рук, слухового и зрительного внимания, развитие логического мышления. Воспитательные: воспитание любви и интереса к народной культуре и быту. Музей обогащает ребёнка впечатлениями от взаимодействия с теми предметами, которые не доступны ему в повседневности. Поэтому в процессе занятия предусмотрено использование предметов быта из вспомогательного фонда музея: веретена, чугунка, самовара, крынки, валька и рубеля, нагревательного и угольного утюгов, сундуков, вышитых рушников. Музейное занятие организовано в форме сочетания театрализованного мероприятия и игры. Ведущая примеряет на себя роль "Хозяюшки", будучи одетой в стилизованный русский народный костюм. Хозяюшка не только показывает предметы быта, но также и демонстрирует их использование (например: рубка капусты сечкой в корыте, глажка белья рубелем и вальком и т.д.). Для последующего закрепления материала разработана специальная тетрадь с творческими заданиями на развитие логического мышления, мелкой моторики и памяти, которая выдаётся индивидуально каждому ребёнку для занятий дома с родителями. Вы можете посмотреть рабочую тетрадь к занятию на сайте музея surikov-dom. com или написав нам на почту: surikov-museum@mail. ru. Возраст 4+ Сценарий музейного занятия: «В гостях у Хозяюшки» (Быт сибиряков середина 19 века) Ведущая: Давным – давно в Сибири люди строили себе жилище из брёвен. Называли их избами. Всё в избе было сделано из дерева: и пол и потолок, и стены, и мебель, и даже посуда. В доме находилась русская печь. Она обогревала избу в холод. На ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали. - Ребята, а вы хотите побывать в такой сибирской избе? (да) Тогда закрывайте глаза ладошками, а когда я досчитаю до 3-х вы откроете (на экране появляется слайд русской избы). - Как вы думаете, кто живёт в этой избе? В этой избе живёт Хозяюшка. - Ребята, а вы видели её? (нет) Давайте её позовём. - Хозяюшка -3 раза. Хозяюшка: Слышу, слышу. Кто это меня зовет? Ах, детушки — касатушки. День добрый. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Посмотрите, какая уютная у меня изба. Чистота и порядок в ней. С малых лет меня маменька приучала к труду, к работе по дому. А в свободное время я любила вышивать на пяльцах крестиком. Да на веретене пряжу прясть, главное, чтобы ниточка не порвалась, да ровненькой была (показываю пяльца, вышивку, веретено). Могла и такой платок крючком связать, вязала шерстяными нитками. Работа очень трудоёмкая, требует усидчивости и мастерства (показываю крючок, нитки, платок), а когда красивых ниток не достать я их добывала сама из старых шерстяных лоскутков. Могла связать вот такой ножной коврик (показываю). - Знаете ли вы, чем я глажу вещи? Дети: Утюгом. Хозяюшка: В те далекие времена я разглаживала бельё с помощью рубеля (плоская палка с ручкой с одной стороны ребристая поверхность с другой — гладкая) и валика. Посмотрите (показываю, как нужно гладить). Много сил нужно применить, чтобы рушник (полотенце) разгладить. А как выглажу всю одежду, рушники так в сундук аккуратно сложу, ведь в то время у меня шкафа не было, всю одежду хранила в сундуке. В доме у меня был большой, средний и маленький сундучок. В большом — хранила подушки, постельное бельё, одежду. В среднем – книги, а в маленьком – драгоценности. За работой время быстро проходит. Скоро обед начнется. - Ребята, ваши родители, на чём готовят суп, кашу? Дети: На плите. В какой посуде? (в кастрюле) Хозяюшка: Я всю еду готовлю в русской печи. В чугунных горшках варю щи да кашу. Сибиряки говорили: «Щи да каша – пища наша. Любимой кашей была гречневая, её сдабривала рыжиковым маслом. Еду ставила на стол в общем горшке или в миске (тарелка) на всю семью. Черпали ложками по очереди, но первый кушать начинал хозяин, гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками. Но если кто-то из детей нарушал порядок, то он получал ложкой по лбу. Сибирский чай пили из самовара, (показываю) могли за раз выпить много кружек с травяным чаем. Осенью всей семьёй солили капусту. С помощью сечки рубили капусту в корытце (показываю). Ребята, помогите мне посолить капусту. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим» Все движения выполняются по тексту. Мы капусту рубим, рубим, Любимым блюдом сибиряков был кисель из овсяной муки. Кисели раньше варили густыми и сладкими, их можно было резать ножом, а также пекли пироги с вареньем, шанежки с черёмухой, с творогом, пирожки с картофелем, да капустой. - Ребята, а вы мне поможете сделать пирожки? Пальчиковая игра «Пирожки» Я пеку, пеку, пеку (поочередно загибают пальчики) Для заики-малышки, (хлопают в ладоши) Хорошие пирожки получились. - Посмотрите на этот предмет быта. Называется он берестяной туесок. В нем хранили сыпучие продукты: муку, крупу, запах дегтя от берестяных туесков отпугивал жучков и червячков, крупа всегда оставалась пригодной для еды. Так же в берестяных туесках хранили простоквашу (кислое молоко), которое долго оставалось холодным. А в крынке из глины молоко долго не кисло (все предметы показываю). Хлопот в доме было не мало. На игры и веселья, как правило, оставалось очень мало времени. Но, когда наступали выходные дни, я веселилась на славу. Давайте и мы с вами повеселимся. Игра на русских музыкальных инструментах «Ах, вы сени мои сени» Игра «Золотые ворота» Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и начинают двигаться, проходя под «воротами». Руки нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова: «Золотые ворота, проходите, господа: первый раз прощается, второй раз воспрещается, а на третий раз не пропустим вас!» Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми воротами. Игра «Карусель» Дети держатся за ленточки, которые привязаны к маленькому обручу. Ведущий держит обруч и вместе с детьми кружится под слова текста. Текст: еле-еле, еле-еле. Завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра. Хозяюшка: Повеселились мы на славу, пора и подарочки вам подарить (баранки либо тематические творческие тетради, разработанные специально для этого занятия, дома вместе с родителями закрепят полученный материал). Хозяюшка прощается с детьми.
|