«Куклы из бабушкиного сундучка» |
Фольклор | |||
Автор: Турова Ольга Александровна Жиронкина Оксана Валерьевна | |||
30.10.2018 19:39 | |||
«Куклы из бабушкиного сундучка» Духовный, творческий патриотизм — чувство любови к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема социально — нравственного воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте у детей игра — является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.
Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, я решила, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу разработала и внедрила в работу своей группы кружковую работу «Куклы из бабушкиного сундучка» сроком на 2 года. Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь. Для осуществления данной работы мною была поставлена цель: Цель кружка – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Для достижения цели я поставили следующие основные задачи: Задачи: Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов. Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Вместе с детьми мы подбирали наглядный и дидактический материал: иллюстрации различных кукол, фото и видео сюжеты, тематические альбомы по теме, настольно-печатные и дидактические игры, подбирали пальчиковую гимнастику, песни, художественную литературу. Так же мы собирали материал для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: это различные ткани для изготовления тряпичных кукол, нитки, тесьма, ленты. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы быта и старины). Так же я знакомила детей с историей возникновения тряпичной куклы, проводила беседы например «История возникновения тряпичной куклы», «Откуда пришла кукла» и так далее, рассматривали тематические альбомы, в которых были подобраны куклы разных видов: обереговые, обрядовые, игровые куклы. Читали авторские сказки «Про куклу», «Путешествие куклы», «Сказка про крупеничку». Русские народные сказки «Василиса Премудрая», «Василиса Прекрасная», «Матушкина кукла», «Баба яга». играли в дидактические игры «Игра с куклой» «Подбери головной убор к сарафану» «Узнай по описанию» «Четвертый лишний», «Собери куклу». Сюжетно-ролевые игры например «Посиделки в горнице». Подвижные народные игры «Собери кукол в сундучок» «Горелки», «Плетень» Разучивали песенки «Колыбельная кукле», «Кукла под дождем», «Танец кукол» Пальчиковая гимнастика «Куколка – резвушка», «Кукла замарашка» Проводилась работа с родителями: анкетирование «Как мы играем с ребенком», мастер класс по изготовлению куклы пеленашки, родители с большим интересом создавали вместе с детками свою куклу. Разработаны технологические карты по созданию кукол, оформлены альбомы «Русский народный костюм», «Семейные традиции», «Народные праздники», созданы картотеки «Русские народные игры»., «Стихи и сказки о куклах», «Пословицы и поговорки». В кружке я знакомлю детей с разными способами изготовления кукол. Кукол мы изготавливали различными способами:
(пример: Домовушка, Коляда, Пеленашка, Столбушка и др.)
(пример: Куватка, Стригушки, Травушки, День-Ночь, Дарья –Колокольчик, Веснянка и др.) Так же я знакомлю детей с произведениями русских художников, которые изображали детей с народными куклами.
"Девочка с куклой" (1871г.)
"Девочка с куклой" (1841г.)
"Варька" (1893 г.)
"Девочка с куклой"
"Девочка с куклами"
" Сельский быт"
«Рукодельницы»
«Девочка с куклой» В результате нашей работы был создан мини-музей «Куклы из бабушкиного сундучка». Наш музей посещают дети других групп. В мини-музее дети могут рассмотреть игровые куклы, познакомится с материалом для их изготовления, изготовить кукол, поиграть с ними, показать сказку, сочинить свою. Уже по окончании учебного года, я не сомневалась, что начатая работа крайне необходима и очень важна для наших воспитанников. Я решила продолжать работу по этой теме и организовать ее на более качественном уровне. Чувствую большую удовлетворенность от проделанной работы. Возникает вопрос: нужно ли это моим воспитанникам? Не раздумывая, скажу — ДА!
|