Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста» |
Фольклор | |||
Автор: Носова Н.П, Карназеева Е.В. | |||
17.09.2018 10:02 | |||
Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста» Совместные проект: учителя-логопеда Носовой Н.П, музыкального руководителя Карназеевой Е.В. Вид проекта: коммуникативно-творческий. Продолжительность: короткосрочный (2 недели) Участники проекта: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели старшей и подготовительной группы, дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги ДШИ, детский фольклорный ансамбль «Горлица» и руководитель коллектива — Кулакова Т.А
Актуальность: Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек. Поэтому решение проблемы развития самостоятельной художественно-речевой деятельности детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. Цель проекта: использование малых форм фольклора в развитии самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста. Задачи проекта:
Задачи: Социально-коммуникативное развитие: знакомство с потешками, песнями, пословицами, поговорками, играми и другими малыми жанрами фольклора имеет большое значение для воспитания у дошкольника дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Познавательное развитие: регулярное использование малых жанров фольклора в детском саду предполагает успешность общего развития дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Речевое развитие: малые формы фольклора всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Художественно-эстетическое развитие: песенки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Физическое развитие: важную роль в воспроизведении малых жанров фольклора играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.
Ожидаемые результаты проекта:
Возможности проекта для родителей и педагогов: повышение интереса к использованию малых форм фольклора для художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях и на занятиях. Этапы проекта 1этап – подготовительный
Для достижения цели подобрали фольклорный материал ко всем режимным моментам, была создана развивающая среда и использовался:
2этап – основной
Использовали фольклорные произведения на протяжении всего дня. Чтобы дети лучше запоминали фольклорный материал, старались применять их во всех режимных моментах, на занятиях. Эмоционально обыгрывались самые простые, обыденные ситуации. Рассматривали иллюстрации и повторяли знакомые. Для приобщения детей к народному творчеству и народной культуре, создала обстановку, обеспечивающую детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В уголок поместила предметы русского быта: печь, люльку, кухонную утварь, лапти. Ребятишкам было интересно покачать куклу в люльке, примерить лапти, попить чай из настоящего самовара, ведь детям этого возраста невозможно рассказать о предметах русского быта, им нужно самим потрогать, поиграть с ними. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Чтобы разнообразить пребывание детей на свежем воздухе, опять прибегала к фольклору в совместных народных играх с детьми. Провели итоговое мероприятие с педагогами на ГМО на тему «Творческие посиделки». Проведено фольклорно-игровое мероприятие в нетрадиционной форме с родителями и детьми старшей и подготовительной групп. Дети и педагоги, родители в народных костюмах собрались в творческой гостиной на фоне русской избы. На совместных посиделках звучали песни, пословицы, отгадывались загадки, произносили скороговорки, играли на музыкальных инструментах, а также все стали участниками старинных игр «Воротца», «Ткачиха». Итогом мероприятия стало совместное чаепитие у русского самовара и угощениями: сладкими пышками, сушками и ароматным вареньем. Красочность и богатство зрительных образов, эмоциональный настрой помогли сохранить внимание детей, родителей до конца занятия. Родители получили положительный опыт в использовании различных форм фольклора в развитии детей. Свои впечатления и пожелания родители напечатали в статье местного издательства. В результате работы над проектом:
Таким образом, этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает детям в развитии самостоятельно-речевой деятельности. Используемая литература:
|