Использование малых фольклорных форм в первой младшей группе |
Фольклор | |||
Автор: Буданова Татьяна Николаевна | |||
16.07.2018 18:36 | |||
Использование малых фольклорных форм в первой младшей группе Я работаю с самыми маленькими посетителями детского сада, самыми очаровательными. Многие, придя в детский сад, плохо говорят, а кто – то и вовсе молчит, поэтому самым главным в своей работе считаю развитие речи малышей. Ни для никого ни секрет, что развитие ребенка во многом зависит от наших усилий, стараний. Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Надо как можно больше разговаривать с ребенком, каждое наше действие должно сопровождаться словом, будь то сборы на прогулку, игры, умывание, неплохо, если в течении дня ребенок будет слышать короткие стишки, потешки, песенки, прибаутки. Стихи являются тем объектом, помощью которого можно пополнять словарный запас крохи, давать новые знания о той или иной вещи, так к примеру, стихотворение об овошах поможет познакомить с дарами природы, а стих про вкусную кашку, поможет накормить кроху без каприз.
Каждое утро мы начинаем с приветствия не только друг другу, но и солнышку за окошком. Вместе с солнышком встаем,
Потягуни – потягушечки, Вот уже растем, растем, растем! Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами: Ай, лады, лады, лады, Вымоет ладошки,
Знаем, знаем – да – да – да! Лейся понемножку
Мыли, мыли руки с мылом,
Водичка, водичка, умой мое личико,
Руки надо с мылом мыть, Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать: Идет коза рогатая за малыми ребятами. Будут пальчики вставать, А уж сколько на прогулке всего интересного и на все есть свои стихи и песенки. Важно разнообразить прогулку. Солнышко, солнышко, Ждут тебя детки, ждут малолетки.
В руки мы берем совочек,
Дождик, дождик,
Стучат колеса: тук-тук-тук,
Обедаем с аппетитом, если услышим знакомые стишки. Ножками топочет — он обедать хочет!
Глубоко – не мелко, Петрушка, картошка, При помощи потешек знакомимся с собой.
Где же наши ручки? А вот это Лизин нос А вот это что? Животик! В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток: Ветер дует нам в лицо — закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише — деревцо все выше, выше.
Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик — он промок, Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.
Хомка, хомка, хомячок — полосатенький бочок, Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет, Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять — Хомка хочет сильным стать. Чтобы дружно собрать разбросанные игрушки, повторяем любимый стишок. Мы с тобой построим дом И игрушки соберем, Ты поставь их в шкафчик рядом, Чтоб на полке был порядок. Завтра с ними ты опять Будешь весело играть. Во время укладывания на сон: Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай. Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
Спать пора. Уснул Бычок — лег в коробку на бочок. Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать. Головой кивает Слон — он Слонихе шлет поклон.
Баю-баюшки-баю, не ложися на краю Придет серенький Волчок и укусит за бочок.
Ай, люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, стали детки засыпать. В волшебном мешочке у нас тоже живут зверята, рассматривая их, тоже читаю любимые стихи. У козы растет ребенок – Белый маленький козленок. Пьет козленок молоко И не бродит далеко, Не окрепли ножки, не пробились рожки.
Наши уточки с утра кря – кря – кря, Наши гуси у пруда га – га – га, Наш индюк среди двора бал – бал – да, Наши курочки в окно ко – ко – ко, А как Петя – петушок Рано – рано по утру Нам споет ку – ка – ре – ку!!!
Приятно хрюшке – маме Смотреть на поросят, Как землю пятачками Они в саду рыхлят, А после моют носик, Пыхтя ка паровозики.
Хорошо ягненку с мамой, С самой доброй, С теплой самой, К ней бочком прижмется он И увидит теплый сон. Сон в колечках шерстяных, Теплых, маминых, родных. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, пестушки. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствую свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
|