Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Русь Деревянная» |
Фольклор | |||
Автор: Елшина Елена Анатольевна | |||
17.06.2018 11:14 | |||
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Русь Деревянная» Ф.И. О. педагога: Елшина Елена Анатольевна Возрастная группа: средняя Тема НОД: Семейные традиции на Руси. Цель: приобщать детей к истокам русской культуры Психолого – педагогические задачи:
Интегрированные образовательные области:
Вид деятельности детей, лежащий в основе НОД: познавательно- продуктивная деятельность Форма работы с детьми: Беседа, рассматривание иллюстраций с изображением русского народного костюма, домашней утвари; разучивание русских народных игр, пословиц, поговорок. Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций домашней утвари, одежды славян, народные игрушки; рассматривание русских узоров, орнаментов; экскурсия в комнату «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин; организация и проведение с детьми русских народных игр. Ход: - Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь. (звучит фонограмма р.н. мелодии). «Русь деревянная – края дорогие. - А знаете, почему Русь называют деревянной? (самым распространённым материалом было дерево) - Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева (брёвен). Таки дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другую. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения к избе были тоже деревянными. И всё, что в избе было тоже сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. - Посмотрите, дети, сколько снега на улице. Дети в Древней Руси очень любили играть со снегом. -А, вы любите снег. Сейчас мы с вами поиграем. Собирайся народ – становись в хоровод! Снег, снег, белый снег Снег, снег, белый снег Снег, снег, белый снег. Снег, снег, белый снег Ноги выше поднимаем Проходите, присаживайтесь поближе к печи. - Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных возле порога. «Ой, ты, печка-сударыня Полечи и спаси В дом богатство принеси!» - В каждой избе была печь – матушка, печь – кормилица. «Горница в избе небольшая Да красивая какая. На убранство поглядите, Да про всё мне расскажите!» - Сейчас я посмотрю, как вы знаете предметы быта в избе, загадав вам про них загадки: 1. Четыре брата, Под одной крышей стоят (стол) 2. Четыре ноги, два уха, Один нос да брюхо (самовар) 3. Не бык, а бодает Не ест, а еду хватает Чего схватит — отдаёт, Сам в угол идёт. (ухват) 4. Чёрный конь, Скачет в огонь? (кочерга) 5. Ни свет, ни заря Пошёл, согнувшись со двора. (коромысло) 6. Без рук, без ног, Во все стороны кланяется. (люлька) 7. Все голубки Вокруг одной прорубки. (ложка с миской) - А сейчас, мы поиграем в р.н. игру «Поясок», передавая поясок, друг другу вы будете рассказывать о каком — нибудь предмете старинного быта Русская народная игра «Поясок». (дети встают в круг. Водящий ходит по кругу с поясочком. Дети говорят слова: «Наш Ваня идёт, Ваня пояс несёт, кому дать, кому дать, кому пояс передать?» Тот, кто получит пояс, рассказывает о предмете р.н. быта). Рассказы детей: Самовар. Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. Прялка. В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, то женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Люлька. Люлька – это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали и младенец засыпал. Сундук. В старину в горнице на полу стоял большой сундук с крышкой на петлях с замком, в нём хранили вещи. Он был большой и тяжёлый, на нём даже спали. Лапти. Лапти – обувь, в которой ходили крестьяне на Руси. Их плели из лыка или бересты. Коромысло. Это деревянная дуга с крючками на концах. На коромысле носили вёдра с водой. Ухват. Это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь. Кочерга. Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи кочерги перемешивали дрова в печи. Кринка. Её делали из глины. В кринке хранили молоко. -Сколько народных умельцев было на Руси. Из обыкновенного полена могли например вырезать шкатулку. (в которой хранили мелкие предметы) - А какую красивую деревянную посуду делали в старину. -А как вы думаете, дети, чем хороша деревянная посуда (лёгкая, удобная, не бьётся) -А как можно использовать деревянную посуду? (кушать, играть ею) -Правильно, издавна русские люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. -Давайте и мы с вами поиграем с ложками. Игра на деревянных ложках. (Русская народная мелодия «Ах, вы сени…») -А какие пословицы мы знаем о ложке? (-Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая. -Дорога ложка к обеду. -Нечего хлебать, так дай ложку полизать. -Руки не протянешь, так сама не придёт. -Пустая ложка, рот царапает.) Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег (амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка-это символ сытости, благосостояния и довольства. Долгими зимними вечерами некогда было скучать русским людям мужчины и женщины занимались работой. - Мы сегодня с вами будем заниматься росписью ложек в нашей горнице. - А знаете ли вы, чем рисовали на Руси? (угольками, пёрышками) - А мы сегодня с вами будем рисовать при помощи приготовленных трафаретов и ватных палочек (слова) (Дети расписывают ложки, звучит р.н. мелодия) «Ой, вы гости дорогие У нас ложки расписные. Рисовали их, старались, Подарить вам собирались» - Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям! «Как для вас мои друзья Наша печка напекла, Пятьдесят пирогов Не найти едоков! Пирожков поешьте, да себя потешьте!»
|