Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия». |
Фольклор | |||
Автор: Ефименко Наталья Николаевна | |||
28.05.2018 18:15 | |||
Конспект совместного с родителями педагогического мероприятия «Творческая мастерская» с детьми подготовительной к школе группы из цикла «Женские рукоделия». Тема: «Ознакомление дошкольников с русскими рукоделиями» Мероприятие проводится в мини — музее «Русская изба». Цель: Обогащать представления воспитанников о видах русских народных рукоделий Задачи:
Словарная работа: Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, вязание, пяльцы, крючки, орнаменты, кружева, куклы-обереги.
Оборудование: в мини-музее «Русская изба» приготовлены лавки, три стола, мультимедийная установка, презентации со слайдами. Короб с принадлежностями для рукоделия: для вышивания – пяльцы, наперстки, иголки, цветные нитки, ножницы, игольницу для каждого ребенка, ткань постельных тонов, или канву; для вязания крючком — крючки для каждого ребенка, цветные шерстяные нитки; для изготовления тряпичных «кукол-оберегов» – тряпочки белые и цветные, нитки цветные, ленточки, готовые образцы кукол, готовые изделия с вышивкой: платочки, салфетки, полотенца, наволочки. Примечание: швейно-вязальные принадлежности используются под обязательным присмотром взрослых и строгом соблюдении всех правил техники безопасности. Ход занятия: За столами в горнице сидят три мамы в русских народных костюмах: Ирина — рукодельница, Марина — вышивальщица, Настасья – затейница. Ведущий педагог – Марья искусница. Ведущая: — Добрый день, гости званые и желанные! Приглашаю я вас сегодня в настоящую русскую избу. Милости просим, проходите, располагайтесь. Я Марья – Искусница, все умею, все могу. Будем с вами, как много лет назад на Руси, когда не было телевизоров и компьютеров, с пользой время проводить, хорошо трудиться и весело отдыхать. Ведущая: — Ребята, а как вы думаете, чем можно было заняться долгими вечерами? Ответы детей: мастерить, рукодельничать, петь, танцевать, на музыкальных инструментах играть. Ведущая: — Правильно ребята! В старину долгими, длинными вечерами женщины, девушки и девочки, занимались рукоделием, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, вышивали, друг друга мастерству обучали. Ведущая: — Ребятушки, а как вы думаете, что это за слово такое «рукоделие»? Ответы детей: то, что делали все руками Ведущая: — Да ребята, «рукоделие» — это все то, что делалось руками человека. И я вас собрала всех сегодня неспроста, хочу познакомить со своими знатными мастерицами: Ириной — Рукодельницей, Мариной — Вышивальщицей, Настасьей — Затейницей, чтобы они о своих умениях вам поведали и обучили вас своему мастерству. Русский народ очень любил трудиться, и про то в пословицах и поговорках много говорится. Ведущая: Есть в моей избе коробочка заветная. Я в нее самое дорогое и важное складываю. Может, угадаете, что я в ней храню? Ответы детей: украшения, золото, сюрприз Ведущая: — Сейчас открою свою коробочку и все вам поведаю (достает из коробочки пергамент) Вот что я тут храню – мудрость народную, веками сложенную. Хотите узнать, что тут написано? Ответы детей: да; конечно хотим; с нетерпением Ведущая: Ну, слушайте внимательно и запоминайте. -Красна птица опереньем, а человек – уменьем». «Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт». «Дело мастера боится». «Торопливый дважды одно дело делает». Ведущая: А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Дети вспоминают известные им пословицы и поговорки: «Любишь кататься – люби и саночки возить» «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» «Делу — время, потехе — час» «Сделал дело – гуляй смело». «Семь раз отмерь – один раз отрежь». «Терпение и труд, всё перетрут» Ведущая: — Молодцы, ребята! Вот и мои подружки — умелицы своим трудом и терпением все трудности преодолевают, и настоящие чудеса творят руками своими. Давайте посмотрим, что они делают? Подходит к столам, за которыми мамы рукодельничают. Ирина — рукодельница под «тихую» р.н м. приговаривает; Кружева в стрекозиных крыльях. И в летящих сквозных облаках: В паутине воздушной лесной, И в небесной тени вырезной. Кружит лист кружевной надо мной. Заплелась кружевами трава Кружева, кружева, кружева. Ведущая: — Ай да красота какая! (показывает кружевное изделие детям) Кружева прямо на глазах плетутся! Иринушка: — Быстро слово сказывается, да не быстро дело делается. Я долго училась плести кружева. А теперь свою дочку Аннушку хочу этому научить. Группа девочек исполняет р. н. п. «Было у матушки двенадцать дочерей» Ведущая: А теперь мы про ваши чудеса кружевную сказку сказывать будем, а вас помочь попросим все нам показать. Иринушка: — Сказка эта необычная, созданная не с помощью слов, а с помощью маленького инструмента, который называется «крючок» и его помощник — клубок ниток. Раньше крючок изготавливали из прямой палочки, но она очень быстро ломалась (в руках тонкая палочка, которую она легко ломает). Ребята скажите, почему мой крючок сломался? Ответы детей: (потому, что палочка тонкая; непрочная) Иринушка: — Правильно, молодцы! Чтобы он был более прочным, люди стали его изготавливать из кости животного. Ведущая; — Ребята, а из чего сейчас делают крючки? Ответы детей: (из железа, пластмассы.) Иринушка: — Да ребятки! Когда люди научились изготавливать металл, крючки стали делать металлическими, а впоследствии ещё и пластмассовыми. На конце крючка, находится головка с бродкой. Если вязать толстым крючком с тонкими нитями, то изделие получиться более ажурным, легким, воздушным. Рукодельницы сами придумывали узоры для кружевных воротничков, манжет, платьев, шляп. Демонстрация слайд-шоу с изображением кружевных изделий Ведущая: — Конечно на душе от этих узоров радость необыкновенная. — Ребята, А как вы думаете, почему кружева получались такими красивыми? Ответы детей; (потому, что старались, им это нравилось, с душой). Ведущая: — Правильно! А еще потому, что их изготовляли вручную, каждое изделие содержало в себе тепло человеческих рук. — Посмотрите – ка ребята, какую красоту кружевную связала Ирина — рукодельница. Что вам больше всего по душе в ее мастерской? Ответы детей: (кружевные салфетки, шапочки, воротнички) Ведущая: — Ну как ребятушки, порадовала вас Иринушка своим рукоделием. - А наша сказка продолжается. Давайте мы заглянем ко второй мастерице, Марине – вышивальщице. ( - Да у Маринушки пальчики в наперстки одеты. Присматривается к наперстку на пальце мамы – мастерицы) Маринушка: — А это для того я наперсток надела, чтобы пальцы иголкой не исколоть. Швейных машин ведь раньше не было, и всю одежду от начала до конца вручную шили. Ведущая: — Ребята, как вы думаете, как это вручную? Ответы детей: (руками, ниткой и иголкой). Маринушка: — Верно! А как одежда была готова, ее женщины и девушки украшать начинали. Догадывайтесь, с помощью чего одежда становилась еще краше? Ответы детей: (разными узорами, ленточками, шнурочками) Маринушка: — Да, ребята, вышивались сарафаны, рубахи, платки, передники разными узорами и орнаментами. Девочек помладше вначале учили вышивать на пяльцах разные скатерти, подзоры, наволочки, салфетки. Красны девицы, на выданье готовили себе приданое на свадьбу. Демонстрация слайд-шоу с изображением русского народного костюма, расшитого гладью и крестиком Ведущая: — Присмотритесь внимательно и скажите, чем отличаются эти два орнамента? Ответы детей: они вышиты по-разному. Маринушка: Верно! Вышивать можно разными способами: можно гладью стежки накладываются ровно и гладко, а можно крестиком – стежки все время перекрещиваются, и весь узор состоит из маленьких крестиков. А скажите, чем еще украшены костюмы? Ответы детей: цветными нитками, мулине, ирисом, бусами. Ведущая: — Молодцы ребята! — Правильно! Позднее рукодельницы научились технике вышивания бисером, лентами. Ведущая: — Посмотрите на эти изделия, которые изготовила для вас Марина — вышивальщица. Подумайте и скажите, какие изделия вышиты крестиком, какие гладью? Ну, кто первый? Дети называют изделия и способы вышивки представленных работ. Ведущая: — Дорогая Маринушка, научила бы ты наших детушек вот такую же красоту создавать! Маринушка: — С удовольствием научу. Да в работе мне иголка и ножницы нужны, а это внимания и осторожности требует. Демонстрация слайд-шоу с комментариями по правилу техники безопасности при работе с клюще – режущими предметами Ведущая: — Мы обещаем соблюдать все правила. А теперь пусть наша иголочка оживет и ниточку за собой поведет! Проводится игра «Ниточка – иголочка» Ведущая: — Сказка наша продолжается, и мы идем в гости к третьей мастерице, Настасьи — Затейницы. Да у нее тут целая кукольная семейка! А куклы – то не простые, затейливые! Посмотрите, из чего их Настасья – мастерица делает? Ответы детей: куклы сделаны из тряпочек, лоскутков, ниток. Настасья: — Раньше таких кукол, как у вас сейчас не было и взрослые вместе с детьми мастерили кукол из соломы, бересты, травы, тряпочек. Но тряпичные куклы были не просто игрушкой, их наделяли особыми качествами. Одни куклы охраняли, другие – в дороге помогали, третьи – детский сон оберегали и ребенка от злых сил защищали. Их так и называли – обереги. Часто куклу делали безликой, т.е. без носа, рта и глаз. Пока дети были маленькими, кукол им шили и делали мамы и бабушки, а уже с пяти лет куклы умели делать сами дети. В эти куклы люди вкладывали свою любовь и мудрость, и поэтому дети очень любили их, берегли и никогда нигде не разбрасывали. Демонстрация слайд-шоу с изображением кукол — оберегов Ведущая: — Дети, а скажите, пожалуйста, из чего сейчас делают кукол? Ответы детей: из резины, пластмассы, поролона. Ведущая: — Молодцы ребята! Правильно! — А наша Ирина Затейница покажет вам, как можно сделать кукол из тряпочек и ниточек. Ведущая: — Ну, что ж ребятушки, пришла пора выбирать себе занятия по душе. Да пока вы думать будите, давайте, послушаем, как у наших у ворот муха песенки поет. Дети поют и инсценируют р. н. п. «Как у наших у ворот» Ведущая: — Делу время, а потехе всего лишь час! Пора к мастерицам отправляться и за дело приниматься. Дети по желанию, выбирают себе вид рукоделия по душе и отправляются на обучение к мамам – мастерицам. Под русскую народную музыку выполняется совместная творческая деятельность. Ведущая: — Ну, покажите мне, чему вы научились? Да молодцы! Какие прекрасные работы у вас получились! Да таким рукоделиям место в красном углу, чтобы всем видно было, как наши красны девицы, вместе со своими мастерицами потрудились! Пусть все видят! И чтобы молва, о мастерстве нашем, по всей России разнеслась! Девочка 1: — Отдохнули мы по праву! Девочка2: — Мастерам воздали славу! Девочка3: — Что узнали не забудем! Вместе: Долго -долго помнить будем! Ведущая: — Ну и по нашему русскому народному обычаю приглашаю всех гостей, знатных мастериц на чаепитие! - Всех за стол с собой зовем! - Чаю с порогом попьем! - Разговоры заведем!
|