Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День рождения» |
Фольклор | |||
Автор: Каспарян Лусик Юрьевна | |||
05.01.2018 08:39 | |||
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День рождения» Воспитатель МБДОУ№1 Каспарян Л.Ю. Дата проведения: 21. 01. 2016г. Программное содержание: Воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности. Способствовать развитию взаимодействия и общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Развивать устойчивые партнёрские отношения. Закреплять умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Продолжать знакомить детей с происхождением старинных русских имен. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Развивать коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми. Обогащать и расширять словарный запас дошкольников существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Стимулировать речевую активность детей. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Способствовать развитию общей и мелкой моторики ребенка. Закреплять умение выполнять основные виды движений под музыку.
Предварительная работа: проведение НОД с детьми по теме «Тайна имени», беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба», создание условий в предметно игровой среде группы, расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий (дидактические игры, подвижные народные игры, изготовление коллективных панно), чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных. Материалы: Массажные коврики Атрибуты зимнего леса и русской избы, заготовки из соленого теста «Оберег», перья, гуашь, звукозапись с русской народной музыкой. Технологии: проблемного обучения, игровые, развивающего обучения, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие, нетрадиционные техники рисования. Ход нод. Дети входят в групповую комнату. Воспитатель: — Дети, а вы любите путешествовать? Но куда же мы пойдем? Ответы детей. Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу. Дети: — Снег, деревья, волшебный камень. Воспитатель: — Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдешь – далеко не уйдешь. Прямо пойдешь – в чужую группу попадѐшь. Направо пойдешь – много интересного найдешь. Дети, куда же пойдем? Дети: — Направо. Воспитатель: — А где правая сторона? Дети показывают правую сторону. Воспитатель: — Ну, что же, в путь! Дети идут по массажному коврику. Мы шагаем по сугробам Дети проходят в зону «изба». Воспитатель: — Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы? Ответы детей. Воспитатель: — А почему вы решили, что это изба? Дети: — Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда. Воспитатель: показывает чугунок, лапти — Дети, что это? - Для чего нужны? Раздается звук плача ребенка. Воспитатель: — Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу. Воспитатель: — Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает. Воспитатель: — С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена, выбирают одно имя (ребеночка называют Егорушкой.) Воспитатель: — Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. Воспитатель: Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор? Дети высказывают предположения. Воспитатель: — Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? Ответы детей. Воспитатель: — Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей? Тезки. Воспитатель: -Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Воспитатель: — А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Их клали, когда купали ребенка. Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. Воспитатель кладет уголек Воспитатель: — А что говорили, когда клали уголек? — Привыкай к домашнему теплу. Первый ребенок кладет зернышки. Воспитатель: — А что говорили, когда клали зернышко? — Будь всегда сыт. Второй ребенок кладет денежку. Воспитатель: — А что говорили, когда клали монетку? — Будь всегда богат. Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу. Тили-тили-тили-тили Мыли-мыли-мыли-мыли Дети вытирают куклу. Воспитатель: Полотенце вышито и бело Воспитатель: — Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? — Одевали. Воспитатель: — А во что одевали ребеночка? - В отцову рубашку. Воспитатель: — А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Воспитатель: — Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? — Красная, красивая, праздничная. Воспитатель: — Давайте и мы оденем Егорушку. Дети одевают куклу. Воспитатель: — А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей? Дети: — Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. Воспитатель: — Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные? — Укладывали спать. Воспитатель: — А куда клали спать ребеночка? — В колыбельку. Воспитатель: — А что же такое колыбелька? — Это кроватка, куда клали малыша и качали. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) Деревянная, расписная. Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать. Воспитатель: — Что же это? Дети: — Хлеб и соль. Воспитатель: — Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!» Дети кладут в колыбельку. Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали? — Пели колыбельную. Воспитатель: — А что такое колыбельная? — Это песенка, под которую засыпает ребенок. Воспитатель: — Дети, а давайте, и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем? Дети поют совместно с воспитателем: Баю-баюшки-баю В небе звездочка горит: Воспитатель: — Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Воспитатель: — А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш? Дети перечисляют дни рождения. Воспитатель: — Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? Дети высказывают предположения. Воспитатель: — Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег? Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Воспитатель: — Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы. Смотрим на наш оберег (показывает образец). Воспитатель: — Из чего мы с вами его лепили? Из соленого теста. Воспитатель: — Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси? Угольками. Перышками. Воспитатель: — Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе. Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон». Ой, ребята, та-ра-ра Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед) Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши) Воспитатель: — Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь. Подведение итогов: Воспитатель: — Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог. - Дети, а вам понравился день рождения Егорушки? Что вы нового узнали? А где вам пригодятся знания и умения, с которыми вы сегодня познакомились? Спасибо за работу вашу, за старание. Дети возвращаются в группу.
|