Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект на тему: «Русская народная культура» для детей средней группы
Фольклор
Автор: Вицина Валентина Владимировна   
04.12.2017 02:51

Проект на тему: «Русская народная культура» для детей средней группыПроект на тему: «Русская народная культура» для детей средней группы

Авторы проекта: воспитатель Вицина Валентина Владимировна г. Череповец 2017 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 12»

Актуальность проекта:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

 

Скачать конспект

Проблема:

В группе на занятии по развитию речи мы читали сказку «Золотое веретенце». Беседуя по сказке воспитатель рассказывала детям о том, как раньше шили одежду с помощью прялки и веретена, что этим в старину занимались наши бабушки, что раньше всё было совсем по — другому. У детей возникло множество вопросов: «Что такое веретенце»? «Как раньше жили наши бабушки и дедушки?» «Что такое старина?» Именно эти вопросы и создали проблему, которую мы постараемся решить.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: месяц

Участники проекта: родители, бабушки, дедушки и дети средней группы № 4, воспитатели

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

  • Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
  • Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Ожидаемый результат

  • Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить представление о народном искусстве;
  • Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
  • Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
  • Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры
  • По окончанию проекта провести с родителями развлечение-посиделки «У самовара»

Организация проекта.

1 этап (подготовительный):

Определение темы (проблемы проекта);

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;

Составление плана-схемы проекта;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Цель: вызвать интерес детей к теме проекта.

Задачи дальнейшей работы:

  1. Познакомить детей с устройством «русской избы»
  2. Познакомит с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значениями.
  3. Закрепить знания о русском народном костюме.
  4. Расширять словарный запас: изба, горница, ухват, ушат, половик, веретено, прялка, половик, рушник, самовар.
  5. Развивать знания о русском фольклоре: частушки, потешки
  6. Узнать о семейных традициях и ценностях бабушек и дедушек.
  7. Создание мини-музея «Старины»
  8. этап:

Изучение литературы (список литературы прилагается)

Сбор, анализ и систематизация информации:

  • Опрос детей: «Что я знаю о своих бабушках/прабабушках, дедушках/прадедушках?»;
  • Консультация родителей по теме: «Воспитание детей на традициях народной культуры»;
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Подготовка методического материала.

Распределение ролей между участниками:

  • Родители, бабушки и дедушки разучивали с детьми частушки, попевки и заклички, участвовали в создании мини – музея, участвовали в мастер классе «В гостях у бабушки», участвовали в посиделках «У самовара»
  • Дети — активные участники проекта.
  • Воспитатели – авторы проекта, организаторы образовательной деятельности с детьми.

Составление развернутого плана.

Организация развивающей среды:

  • Оформление картотеки пословиц, загадок, стихов, песен, хороводных игр
  • Подборка художественной литературы по теме проекта,
  • Оформление фотоальбома «Русская изба»,
  • Выставка работ «Славянские узоры на рубашке», «Матрешка»
  • Коллекция калачей вылепленных детьми из соленого теста
  • Создание дидактических игр «Что спрятано в сундуке». «Семья»
  • Создание мини-музея «Старины»

3 этап (основной):

Работа с детьми:

Реализация основных мероприятий.

Игровая деятельность:

  • Строительные игры «Русская изба»
  • Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Едем в гости к бабушке»
  • Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Что спрятано в сундуке»

Познавательная деятельность:

  • Опрос детей «Что я знаю о своей семье» — познавательная деятельность

Цель: Выявить что дети знают о своем геологическом древе.

  • Чтение художественной литературы по теме: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золотое веретёнце»
  • Знакомство с работой столяра, плотника
  • Слушание русских потешек, закличек, народных песенок
  • Разучивание хороводных игр

Коммуникативная деятельность:

  • Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина»
  • Посещение мини-музея «Старины». Беседа.
  • Создание альбома «Русская изба».
  • Беседа на тему «Русская народная игрушка».
  • Разучивание стихов, песен русской народной тематики.
  • Пальчиковые игры и упражнения «Репка», «Семья»,
  • Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»

Продуктивная деятельность:

  • Аппликация «Русские узоры на сарафане»
  • Аппликация «Русские узоры на матрешке»
  • Конструирование «Мебель для трех медведей»
  • Лепка из пластилина «Матрешка»
  • Лепка из пластилина «Миски для трех медведей»
  • Лепка из солёного теста «Куличики»
  • Рисование «Славянские узоры на рубашке»
  • Рисование «Узоры на предметах быта»

Музыкальная деятельность:

  • Музыкальное развитие. Разучивание песни «Во поле береза стояла»
  • Чаепитие: «У самовара»
  • Хороводные игры «Заплетись плетень», «Ручеёк»
  • Разучивание частушек

Работа с родителями:

Консультация: «Воспитание детей на традициях народной культуры»

Цель: приобщить детей к русской народной культуре.

Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми

Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о профессиях бабушек, дедушек.

Практикум для родителей: «В гостях у бабушки» (лепка куличиков из соленого теста)

Разучивание потешек, частушек, пословиц и поговорок русской народной тематики

Воспитатель – родители

1. Беседа: «Семейные традиции»

Цель: выяснить, какие существовали традиций в семьях бабушек и дедушек дошкольников.

2. Участие в чаепитии.

3. Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми:

1. Праздник-чаепитие «У самовара»

  • Русские народные игры для родителей и детей
  • Хороводы для родителей и детей
  • Награждение родителей памятными грамотами за участие в жизни детского сада

2. Анализ полученных результатов

4 этап

Итог работы:

  • Создание мини-музея «Старины»
  • Организация выставки работ «Матрешка», «Славянские узоры»
  • Оформление альбома «Русская изба»
  • Оформление альбома «Русская народная игрушка»
  • Проведение музыкального развлечения чаепитие «У самовара»

5 этап

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

  • У детей сформирован образ о жизни прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек, показаны её ценности.
  • Расширены представления детей о своих прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек (их родословная, где и кем работали и т.д.), о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
  • Расширены знания о предметах быта
  • Расширены знания об устройстве «Русской избы»
  • Расширены знания о народном костюме.
  • Расширены представления о русском фольклоре.
  • Создана развивающая среда: подобраны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр, созданы иллюстрированные и фото альбомы. Подобрана информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
  • Подобрана художественная литература на тему «Русская народная культура».
  • Музыкальное сопровождение на тему «Русская народная культура».
  • Проведены совместные мероприятия.
  • Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Мы считаем, что поставленная проблема решена, цель и задачи работы над проектом достигнуты. В дальнейшем мы планируем продолжать работу с детьми по теме русская народная культура.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год